В пакет законодательных предложений, разработанных при участии Департамента ГАИ, вошли сразу два законопроекта об изменении штрафов. В нюансах данного законотворчества разбирался Владимир ШЛЯХОВОЙ
Почему таких законопроектов на одну и ту же тему появилось сразу два, а не один? Да просто один из них, «Об усилении ответственности за нарушение правил проезда через железнодорожные переезды и перевозок пассажиров автомобильным транспортом», был подготовлен по горячим следам трагического ДТП с автобусом, которое произошло 12 октября 2010 года на железнодорожном переезде в Марганце, а второй —чистая инициатива Департамента ГАИ.
Резонанс ДТП
В преамбуле к первому законопроекту сказано, что санкции, предусмотренные в настоящее время Админкодексом за нарушение правил проезда железнодорожных переездов и перевозок пассажиров автомобильным транспортом, являются недостаточными и нуждаются в усилении.
Так, если в 2009 году после существенного увеличения размера штрафов наблюдалось резкое снижение количества ДТП, в том числе с тяжкими последствиями, то в 2010 году динамика падения аварийности пошла на убыль. В то же время, число ДТП с тяжкими последствиями из – за нарушения водителями правил движения через железнодорожные переезды возросло в 3 раза. Соответственно, число погибших в таких ДТП увеличилось в 13 раз, а травмированных —в 8. Также в минувшем году почти вдвое увеличилось количество погибших в ДТП. совершенных по вине водителей автобусов.
В результате был сделан вывод, что те размеры штрафов, которые были установлены в 2008 году, потеряли свое воспитательное значение и нуждаются в срочном повышении.
Нужно отметить, что озвученные новшества достаточно радикальны, так как предлагают весьма существенно повысить ответственность за нарушение правил движения через железнодорожные переезды.
Так, за въезд транспортного средства на железнодорожный переезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика либо дежурного по переезду, а также при закрытом шлагбауме, ст. 123 Админкодекса предполагает наложение на водителей штрафа от 1190 —1360 грн. либо лишение прав на срок от шести месяцев до одного года с возможностью оплатного изъятия транспортного средства.
За это же нарушение, совершенное «другими липами» , предлагается штраф 1700 – 2040 грн. с возможностью оплатного изъятия транспортного средства или административный арест на срок от 10 до 15 суток.
Что же касается иных нарушений правил проезда железнодорожных переездов , то если сейчас за это установлен штраф 255 – 340 грн., его предлагается повысить до 510 —595 грн., а для водителей, управляющих автобусами либо автомобилями, перевозящими опасные грузы,до 680 – 850 грн.
В то же время, санкции за создание аварийной обстановки на железнодорожном переезде предлагается отменить по причине и без того суровых штрафов за другие нарушения по данной статье.
Берегись, перевозчик!
Изменения могут коснуться и ст. 133 —1 Админкодекса, предусматривающей ответственность за нарушение правил пассажиро – и грузоперевозок. Так, за осуществление регулярных пассажироперевозок на постоянных маршрутах без заключения соответствующего договора либо без паспорта маршрута, штраф предлагается повысить с 340 – 435 грн. до 510 – 595 грн. А штраф за хранение автобусов, работающих на коммерческих пассажироперевозках, вне установленных мест их стоянки, может возрасти с 680 – 850 грн. до 850 – 1020 грн.
Кроме того, предполагается ввести очень серьезную ответственность за перевозку пассажиров автобусами в ночное время предлагается установить штраф для водителей 860 —1020 грн., а для владельцев автобусов – 1360 – 1700 грн.
При этом большая часть нарушений правил пассажироперевозок, совершенных повторно в течение года, должна обернуться водителю штрафом 1360 – 1700 грн., а должностным лицам автоперевозчика —в 1700 – 2040 грн.
Мобилки и ремни
Что же касается «инициативного» законопроекта, то он намного менее глобален, хотя тоже содержит ряд «приятных» сюрпризов.
Прежде всего, предлагается ввести седьмую часть в ст. 121 Админкодекса, которая будет предусматривать ответственность за непристегнутый ремень и за пользование мобильным телефоном —170 —225 грн. Соответственно, штраф за ремни возрастет более чем вдвое, а штраф за мобилки в аналогичной пропорции уменьшится.
И кроме того, намечено дополнить ст. 124 Админкодекса второй частью, предусматривающей ответственность за ДТП с потерпевшими, получившими легкие телесные повреждения. За это «аварийщиков» будет ждать штраф 1360 – 1700 грн. либо лишение прав на срок от 6 месяцев до одного года.
Если говорить о предлагаемых изменениях в целом,то с большей их частью согласиться сложно. Ведь Админкодекс и без того составлен совершенно бездумно, вследствие чего прописанная в нем ответственность по значительной части нарушений не только не соответствует их тяжести, но и противоречит здравому смыслу. Таким образом, Админкодекс, во всяком случае, в части нарушений, связанных с дорожным движением, нужно не подправлять, а полностью переделывать. Тем не менее оба вышеупомянутых законопроекта пока находятся в стадии всенародного обсуждения, так что каждый имеет возможность высказать по ним свою точку зрения, направив свои замечания и предложения в Департамент ГАИ по адресу: 01072. г. Киев, ул. Лукьяновская, 62: e – mail: lsp@sai.gov.ua.