Начиная движение, водитель обязан во всех случаях сначала vfieSiTbCH чтс"оно будет безопасно для окружающих и перевози ? людей. Перед тр^ганием с места необходимо проверить, успе ли ли сесть в машину пассажиры, плотно ли закрыты дверцы кабины и борта кузова, нет ли когонибудь под машиной.
Трогаясь с остановки и стоянки, водитель не должен создавать помех движению других транспортных средств. Чтобы избежать столкновения, необходимо включить соответствующие указатели поворотов (или подать сигнал рукой) и наблюдать за той стороной, откуда возможно появление движущихся транспортных средств. Начиная движение от тротуаров или обочин дорог, нельзя резко поворачивать транспортное средство влево, в другие полосы движения.
Когда водитель выезжает со двора или другой территории, прилегающей к дороге, перед автомобилем внезапно могут оказаться пешеходы, идущие по тротуару, поэтому двигаться следует с осторожностью. Трогаясь с линии «Стоп» после смены сигнала светофора, нужно пропустить пешеходов, не успевших закончить переход проезжей части, а также транспортные средства, не успевшие освободить перекресток.
Особую осторожность водитель должен проявить, трогаясь с места задним ходом. Предварительно необходимо лично убедиться, что путь сзади свободен и безопасен. Кроме того, водителю необходимо осмотреть грунт, чтобы автомобиль не забуксовал и не опрокинулся в овраг, кювет и т. д. Особое внимание требуется при движении задним ходом по территории дворов жилых домов в местах, где могут находиться дети.
При подаче машины назад водитель должен убедиться, что его никто не объезжает и поблизости нет ни людей, ни какихлибо препятствий. При плохой обзорности изза груза в кузове при движении задним ходом нужно организовать регулирование, т. е. поставить сзади автомобиля наблюдающего человека, который предупреждал бы об опасности.
При движении определенную опасность представляет маневр. Каждое изменение направления — поворот налево или направо, разворот, выезд из занимаемого ряда для остановки или обгона — создает опасность для других участников движения. Основная опасность заключается в том, что при маневрировании пути транспортных средств пересекаются или совмещаются и возникают опасные ситуации.
На улицах и дорогах, где ширина проезжей части допускает движение транспортных средств в два ряда и более, переход с одной полосы на другую должен сопровождаться обязательным выполнением следующих требований: заблаговременно предупредить водителей транспортных средств о намерении перейти на другую полосу подачей сигнала поворота; не создавать помех движению, т. е. не заставлять водителей, следующих в другой полосе, резко тормозить или свернуть в сторону; обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно в прямом направлении. Если перестроение осуществляется одновременно в соседних рядах, преимущество имеет водитель, находящийся справа. При этом, снижая скорость, вы должны пропустить его. При перестроении не допускается производить обгон и резко занимать место в другой полосе движения (смотреть статью под номером 109).
Правилами зона перестроения не ограничена какимлибо расстоянием, но до места поворота направо водитель должен занимать крайнее правое, а налево или при развороте — крайнее левое положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Перестроение из одного ряда в другой, если рядом нанесены сплошные линии, две разделительные линии, из которых одна сплошная, а другая прерывистая, запрещается со стороны сплошной линии, а через двойную прерывистую линию — налево (смотреть статью под номером ПО).
На перекрестке поворот должен производиться таким образом, чтобы при выезде с него транспортное средство не оказалось на полосе встречного движения (смотреть статью под номером 111); при повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. При повороте налево (развороте) вне перекрестка водитель нерельсового транспортного средства должен уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления. Если ширина проезжей части недостаточна для разворота из крайнего левого положения, его как исключение разрешается производить от правого края проезжей части. В этом случае водитель обязан уступить дорогу как попутным, так и встречным транспортным средствам.
Разворот автомобиля в местах интенсивного движения транспортных средств — опасный маневр; создает затор в движении, поэтому Правила дорожного движения запрещают разворот в отдельных местах:
на обозначенных пешеходных переходах;
на железнодорожных переездах;
ближе 15 м от перекрестка;
в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах;
вне населенных пунктов — на участках с обзором дороги в каждом направлении менее 100 м;
на перегоне улицы или дороги, где дорожным знаком или линиями разметки запрещено поворачивать налево и разворачиваться.