Остановки бывают преднамеренными и вынужденными. Преднамеренной называется такая остановка, когда транспорт останавливается для посадки и высадки пассажиров, погрузки и разгрузки груза, для осмотра. Вынужденная остановка осуществляется помимо желания водителя в связи с создавшимися условиями: для пропуска машины, имеющей преимущественное право проезда; для предотвращения наезда на пешехода или столкновения с другой машиной; при подъезде к перекрестку, когда нет сигнала, разрешающего движения; у остановившегося трамвая; в результате неисправностей, возникших в пути.
Перед остановкой водитель обязан подать сигнал маневрирования заблаговременно, а затем посмотреть в зеркало заднего вида и пропустить тех, кто, двигаясь по соседнему ряду, находится в непосредственной близости, а также пропустить гужевые средства, мопеды, велосипеды, которые следуют по обочинам, затем можно перестраиваться в крайний правый ряд и останавливаться вплотную к бортовому камню или на обочине дороги. Кратковременная остановка у края проезжей части осуществима только тогда, когда обочин у дороги нет.
При остановке и стоянке на проезжей части водители обязаны выстроить транспортные средства в один ряд, параллельно тротуару или краю дороги. Мотоциклы и мопеды, а также велосипеды можно ставить в два ряда. Под углом к краю проезжей части транспортное средство может находиться только то^гда, когда это не затрудняет движение другого, т. е. как минимум на двухполосных в каждом направлении дорогах. Оставляя транспортное средство даже на короткий срок, необходимо затянуть ручной тормоз или поставить рычаг переключения передач на одну из низших передач и закрыть двери машины.
Эти меры исключают самопроизвольное движение и возможные попытки угона.
Вне населенных пунктов остановка и стоянка разрешены только на правой стороне дороги по ходу движения.
И в населенных пунктах стоянка допускается только справа; остановка же допускается иногда и на левой стороне, но только в двух случаях:
на дорогах с односторонним движением, когда тротуары есть и с левой стороны (смотреть статью под номером 112);
на дорогах с одной полосой движения в каждом направлении, когда посредине нет трамвайных путей (смотреть статью под номером 113).
В некоторых случаях преднамеренная остановка транспорта может создать угрозу безопасности движения, вызвать его задержку. Чтобы этого не случилось, Правилами предусматривается запрещение в отдельных местах преднамеренной остановки и стоянки:
а) на железнодорожных переездах, в туннелях и под эстакадами, мостами или путепроводами;
б) в местах, где расстояние между сплошной линией продольной разметки и остановившимся транспортным средством составляет менее 3 м;
в) на обозначенных пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
г) ближе 5 м от края пересекаемых проезжих частей перекрестка (смотреть статью под номером 114), за исключением стороны напротив бокового проезда
на трехсторонних перекрестках, имеющих сплошную линию разметки — разделительную полосу (смотреть статью под номером 115);
д) ближе 15 м от указателя остановки автобуса, троллейбуса, трамвая на стороне остановки и от указателя стоянки автомобилейтакси, если это создает помехи их движению;
е) в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора или дорожные знаки.
В случае вынужденной остановки, когда движение своим ходом невозможно, следует отбуксировать машину в разрешенное для остановки место.
На узких дорогах промежуток между стоящим транспортом, если средства находятся друг против друга на противоположных сторонах проезжей части, может оказаться недостаточным для проезда или встречного разъезда других автомашин. В таких местах тому из двух водителей, кто подъехал позже, остановиться можно, но стоять нельзя.
Подъезжая к месту стоянки, водитель обязан выполнять те же правила, что и при остановке.
Оставляя автомобиль на стоянке, водитель должен принять необходимые меры, препятствующие самопроизвольному движению. Кроме того, оставляя автомобиль на стоянке, водитель должен запереть двери машины, чтобы не было возможности использовать машину в его отсутствие. При необходимости оставить транспорт на стоянке вне населенного пункта (отдых, ночлег, экскурсия) на длительное время водитель обязан отвести его за пределы дорожного полотна.
Стоянка запрещается:
а) вне населенных пунктов вблизи крутых поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги с видимостью в каждом направлении менее 100 м;
б) ближе 100 м от железнодорожных переездов;
в) в местах выезда из дворов и ближе 5 м к ним;
г) в местах, где остановившееся транспортное средство создает препятствие для движения других транспортных средств или пешеходов (смотреть статью под номером 116, 117).
При вынужденной остановке не у края проезжей части, а вблизи железнодорожных переездов, а также в условиях, когда транспортное средство не может быть замечено своевременно другими водителями, необходимо выставить позади него на расстояние 25—30 м знак аварийной остановки или мигающий фонарь.