На улицах и дорогах движется разнотипный транспорт с разной скоростью и, следовательно, постоянно возникает необходимость обгона транспорта, движущегося в том же ряду, но с меньшей скоростью. Обгон автомашин — наиболее ответственный маневр при движении. Опасность заключается в том, что его производят, как правило, на большой скорости. Если обгон совершается на загородной дороге на полосе с однорядным движением, то почти вся проезжая часть занимается для движения в одном направлении.
При этом следует принимать во внимание не только открывающийся для обгона свободный участок дороги на левой полосе, но и возможность появления во время обгона встречных транспортных средств. Поэтому даже незначительное препятствие и неуверенный поворот рулевого колеса могут привести к столкновению транспортных средств.
Обгон нерельсового транспорта Правилами движения разрешается только слева при хорошей видимости пути, достаточной проезжей части и без превышения установленной скорости. Необходимо, чтобы во время обгона и после него не создавалась угроза для пешеходов и обгоняемого встречного транспорта, а также не возникала необходимость для других водителей круто поворачивать или резко тормозить.
Обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к его выполнению, должен производиться с правой стороны.
Двигаясь в параллельных рядах на многополосной проезжей части, водители транспортных средств, опережая друг друга, не перестраиваясь, с соблюдением установленного порядка расположения могут ехать в пределах разрешенной скорости независимо от того, справа или слева находится опережаемое транспортное средство. Такое положение, согласно Правилам, не рассматривается как обгон.
При обгоне с выездом из занимаемого ряда окончательное решение для обгона у водителей созревает не сразу, а позже, так как обгоняемый автомобиль создает «слепые» зоны обзора. Да и сама обстановка за время сближения может значительно измениться. Окончательное решение — обгонять или вернуться в свой ряд — водитель примет после того, как подтянется к движущейся впереди машине; в этот момент дорога видна гораздо лучше: можно заметить препятствие и определить расстояние до него.
Перед обгоном водитель обязан подать световой сигнал левого поворота, а перед завершением обгона — правого. Дополнительным сигналом об обгоне может служить звуковой сигнал, если он не запрещен, а в темное время суток, при отсутствии движения навстречу— периодическое переключение света.
При двух и более полосах движения нерельсовых транспортных средств в данном направлении водитель, производящий обгон, может остаться на левой полосе при условии, если по возвращении на ранее занимаемую полосу ему пришлось бы сразу начать новый обгон и при этом он не создаст помех транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью.
Водителю обгоняемого транспорта запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или какимлибо иным действием. Он обязан дать понять обгоняющему, что его сигнал о намерении обгона воспринят, принять, насколько это возможно, вправо и, уступая дорогу, убавить скорость, подать ответный сигнал о безопасности обгона. В темное время суток водитель обгоняемого транспорта дополнительно подает ответный сигнал путем переключения света фар с дальнего на ближний.
Правила дорожного движения дают широкие возможности в выборе режима движения. Главное условие для обгона — наличие свободного пути на всем расстоянии, которое для него требуется. При этом имеется в виду не дорога, а та полоса движения, на которую выезжаешь для обгона.
Безоговорочно обгоны запрещены в считанном числе случаев:
на нерегулируемом равнозначном перекрестке;
на железнодорожных переездах и ближе 100 м к ним;
транспортным средствам, совершающим обгон с выездом из занимаемого ряда (двойной обгон) или объезд.
Эти маневры опасны тем, что водитель обгоняющего автомобиля не видит впереди себя дорогу и при обгоне вынужден круто поворачивать и развивать большую скорость, что значительно повышает опасность столкновения со встречными транспортными средствами. В зоне действия знака «Обгон запрещен» не запрещено произвести обгон одиночных транспортных средств, когда их скорость не превышает 30 км в час. Грузовым автомобилям, вес которых не превышает 3,5 т, в зоне действия знака «Обгон грузовым автомобилям запрещен» не запрещается производить обгон одиночных транспортных средств, идущих со скоростью не более 30 км/ч.
Знак «Обгон запрещен» распространяет свое действие на все транспортные средства других видов.
Во всех перечисленных выше случаях сложившееся к началу зоны запрещения обгона движение в несколько рядов сохраняется, но если водитель закончил обгон и занял освободившееся в правом ряду место, то вновь выезжать из него для обгона нельзя.
Обгон велосипедов и мотоциклов без коляски разрешен на любых перекрестках и на любых участках дорог. Его можно выполнять с незначительным изменением направления движения, поэтому он не опасен.
Правилами дорожного движения не ограничен обгон на регулируемом перекрестке и на неравнозначных перекрестках, когда следуют по главной дороге при условии отсутствия встречного автомобиля.
Запрещен обгон с выездом из ряда на полосу встречного движения (в пределах правой стороны проезжей части обгон допускается), в конце подъема и на закруглениях дорог с ограниченным обзором проезжей части, а также на участках дорог, когда с левой стороны проезда имеется сплошная или двойная прерывистая линия продольной горизонтальной разметки. Водителям грузовых автомобилей запрещено выезжать в крайний левый ряд даже для обгона на улицах и дорогах с тремя и более полосами движения.