Они не могут быть одинаковыми и заранее точно установленными. Следует двигаться друг за другом на таком расстоянии, чтобы при внезапном торможении не грозила опасность наездов. Если вы далеко отпустили машину, идущую впереди, между вами непременно втиснется другой автомобиль, а снова отстанете — все повторится сначала. Значит, нужно найти наименьшую дистанцию, но обязательно безопасную.
Для выбора безопасной дистанции большое значение имеет эксплуатационное состояние тормозной системы и ходовой части: регулировка хода педали, износ тормозных накладок, барабанов, дисков, состояние шин и распределение тормозной силы между колесами. Все это изменяет тормозную динамику автомобилей. Пройденный за время реакции водителя путь и время срабатывания тормозов и гидравлических приводов составляет 0,2—0,4 с, а у машин с пневматическим приводом достигает 0,7.
Самое короткое время с момента, когда водитель заметил неподвижное препятствие, осознал опасность, до момента, когда он нажал на педаль тормоза, может быть от 0,2 до 0,5 с, да и то тогда, когда водитель насторожен и готов к торможению. В ситуации средней сложности, в нормальном рабочем режиме на городских улицах, время реакции составит 0,7—0,8 с. Если же помехи неожиданны, а обстановка чрезвычайно сложная, время реакции увеличивается до 1, 1,2, 1,3 с.
Но и этим не исчерпываются условия, влияющие на величину безопасной дистанции до препятствия. Сюда следует отнести и психофизиологическое состояние, работоспособность и обученность водителей, состояние дорожного покрытия, уклоны дороги и погодные условия.
Путь, пройденный автомобилем с момента обнаружения препятствия до полной остановки, т. е. остановочный путь S, слагается из нескольких составляющих путь, пройденный автомобилем с того момента, когда водитель увидел препятствие на дороге, до момента, когда он начал нажимать на тормозную педаль, т. е. путь, пройденный автомобилем за время, необходимое на реакцию водителя;
путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозов, т. е. за время, в течение которого выбирается свободный ход педали тормоза и происходит прижатие фрикционных накладок к тормозному барабану; путь, пройденный автомобилем с момента полного вступления в действие тормозов до остановки, т. е. собственно тормозной путь. Используя таблицы 93—96, по вышеприведенной формуле можно подсчитать полный остановочный путь автомобиля с учетом его марки, скорости и состояния дорог.
Безопасная дистанция между движущимися друг за другом автомобилями определяется как разность тормозных путей двух автомобилей.
Расчеты, принимающие во внимание все необходимые факторы и условия, дают следующий ответ. Если вы движетесь на однотипных машинах по сухому твердому покрытию, если тормоза автомобиля в полном порядке, если водитель не утомился и уверен, что не потеряет ни одной лишней секунды при необходимости затормозить, можно держать дистанцию по формуле — полметра на километр скорости движения. Полный остановочный путь иногда несколько может превысить эту дистанцию, но ведь и идущий впереди автомобиль не остановится мгновенно, а пройдет некоторое расстояние.
Если водитель следует по загородной магистрали с небольшой интенсивностью движения и не хочет находиться в постоянном напряжении, лучше увеличить эту дистанцию вдвое. Водителям тяжелых грузовиков или автобусов надо держаться от легковых автомобилей на большой дистанции, ибо тормоза у них очень эффективные, особенно у «Жигулей». В этом случае подходит соотношение не 1 : 1, а 1,5 : 1.
При неблагоприятных условиях движения — в дождь, при гололедице — дистанцию надо значительно увеличить.