Скорость должна быть избрана водителем так, чтобы в конкретно сложившейся обстановке можно было замедлить движение или остановиться, применяя общепринятые приемы управления. Из СО: ображений безопасности максимальная скорость автомашины Правилами движения в ряде случаев ограничивается, и водители не имеют права превышать ее, двигаясь даже по хорошей дороге и при хорошей видимости.
Умение правильно выбрать скорость движения приобретается постепенно. Большое значение имеет наблюдательность, быстрота ориентировки, умение по еле заметным признакам определить намерения окружающих водителей и пешеходов. Эти условия остаются обязательными для исполнения и в тех случаях, когда скорость движения ограничена правилами и дорожными сигнальными знаками.
С увеличением скорости в распоряжении водителя остается меньше времени на выполнение необходимых действий. При появлении какихлибо препятствий на дороге водитель должен быстро остановить машину, чтобы не допустить столкновения. Но быстро движущаяся машина не может остановиться сразу. Остановочный путь автомобиля зависит от времени реакции водителя. После того, как в поле зрения попадает предмет, представляющий опасность для дальнейшего движения и требующий немедленного торможения автомобиля или соответствующего поворота, водитель должен произвести несколько действий: сбросить газ, выключить сцепление, нажать на педаль тормоза, повернуть рулевое колесо, подать звуковой сигнал и т. п.
При скорости 40 км/ч автомобиль проходит в 1 с 11 м; при ско
рости 60 км/ч — 16.6 м я ггп, г. 80 км/ч —22,3 м (смотреть статью под номером 92).
Между тем 1 с — среднее время, которое необходимо водителю, чтобы оценить обстановку и принять правильное решение. Следовательно, в зависимости от скорости движения автомобиль может пройти некоторое расстояние, прежде чем водитель примет необходимые меры безопасности. При движении с большой скоростью, например на закруглениях дорог, водитель может не успеть снизить скорость движения, и в этом случае автомобиль под действием центробежной силы может потерять устойчивость — сойти с дороги или опрокинуться.
лияу 1 ься.
В городах и других населенных пунктах скорость движения механических транспортных средств разрешается не более 60 км/ч.
Вне населенных пунктов движение разрешается легковым автомобилям, междугородним и туристическим автобусам, а также грузовым автомобилям с разрешенным максимальным весом до 3,5 т со скоростью не более 90 км/ч. Другим автобусам, мотоциклам, грузовым автомобилям с разрешенным максимальным весом более 3,5 т, а также легковым и грузовым автомобилям, управляемым водителями с водительским стажем до 2 лет, разрешается ехать со скоростью не более 70 км/ч.
В населенных пунктах и вне их автокранам, самоходным машинам и механизмам движение разрешается со скоростью не более 50 км/ч, а транспортным средствам, осуществляющим перевозки тяжеловесных габаритных грузов,— со скоростью, которая не более определяемой Госавтоинспекцией при согласовании условий перевозки.
На участках дорог, где условия обеспечивают безопасность движения с высокими скоростями, по решению советов министров республик, исполкомов областного, городского советов депутатов трудящихся разрешенная скорость для транспортных средств может быть повышена (за исключением транспортных средств, на которых установлен опознавательный знак ограничения скорости). На таких участках дорог должны устанавливаться соответствующие дорожные знаки.
Водители, выбирая скорость движения, должны учитывать профиль пути, ширину и состояние незанятой проезжей части, обзорность, видимость, особенности автомобиля, действия других водителей и поведение окружающих. Разберем подробнее каждое из перечисленных выше условий. Первое из условий — профиль пути. Если дороги имеют уклон, то в зависимости от его крутизны увеличивается тормозной путь и, следовательно, ухудшаются тормозные возможности автомобиля. Это значит, что на дорогах с крутыми спусками, а тем более на скользкой поверхности, скорость движения должна быть уменьшена до минимума.
Ширина и состояние незанятой проезжей части оказывает существенное влияние на возможную скорость движения. При очень узкой проезжей части в случае движения с большой скоростью возникает опасность столкновения со встречным транспортом. По мере увеличения ширины проезжей части скорости могут повышаться. Однако при определенной ширине машины движутся в два ряда и более. В таких случаях вероятная аварийная опасность возрастает изза ухудшения обзорности. Водитель должен уменьшить скорость движения, если на проезжей части стоят транспортные средства, снижающие обзорность, производятся ремонтные работы, находятся строительные материалы, имеются выбоины или пучинные места.
Обзорность — это беспрепятственная возможность для водителя видеть обстановку по обе стороны направления движения и дорогу перед автомобилем. Обзорность может уменьшиться как частями самого автомобиля, так и окружающими предметами, в том числе другими движущимися автомобилями.
Видимость дает возможность водителю различать возникшее впереди препятствие. Видимость ухудшается при восходе и заходе солнца, когда горизонтально падающие солнечные лучи ослепляют водителя, во время тумана, дождя, снегопада, при разъезде в темное время суток со встречными машинами, свет фар которых ослепляет водителя.
Правильная оценка обзорности и видимости является основным фактором в выборе безопасной скорости движения. Ориентировка по видимости в направлении движения сводится к выбору скорости движения, при которой полный остановочный путь автомобиля был бы не длиннее расстояния видимости.
Под особенностями транспортного средства понимают его тип (легковой, грузовой, автобус, наличие прицепа), конструкцию и состояние тормозного привода. При эксплуатации необходимо учитывать характер груза, способ его укладки и высоту расположения центра тяжести.
Нельзя развивать большие скорости при перевозке груза, расположенного намного выше уровня бортов, а также если этот груз может сместиться. Существенно ухудшаются, например, условия торможения и устойчивость автомобиля при перевозке жидкостей в цистернах, в особенности при неполной загрузке, когда по инерции жидкость сдвигается при торможении в переднюю часть автомобиля, а при движении по кривой — к боковым стенкам.
Действия других водителей также влияют на избираемую скорость движения. Выполняют ли они правила сигнализации, ведут ли транспорт прямолинейно, соблюдают ли установленные Правила движения — все эти условия обязывают водителя повысить внимание и двигаться с умеренной скоростью. А поведение окружающих, главным образом пешеходов и лиц, находящихся по какимлибо причинам на проезжей части, является одним из главнейших факторов, влияющих на выбор скорости движения. Особенно внимательным следует быть к детям. В зимнее время необходимо быть осторожным, проезжая мимо женщин, закутавших голову шалью, и мужчин с поднятыми воротниками пальто. Во время движения нужно быть осторожным, проезжая мимо пешеходов, не замечающих приближения транспортного средства: закрывших голову капюшоном или защищающихся от непогоды зонтом.
Если походка у пешехода неуверенная, и он, находясь на проезжей части, не осматривает дорогу, изменяет темп движения при переходе, нельзя проезжать мимо такого пешехода с большой скоростью.
Приближаясь к перекрестку, водитель должен иметь возможность остановиться при появлении сигнала, запрещающего движение, или пропустить транспортное средство, имеющее преимущественное право проезда. При этом водитель должен остановиться у стоплиний или в крайнем случае не далее воображаемой бордюрной линии.
Водителю запрещается:
а) превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой данного транспортного средства, или скорость, указанную на специальном знаке, устанавливаемом на транспортном средстве по предписанию Госавтоинспекции (ограничение скорости № 20, смотреть статью под номером 80);
б) затруднять нормальное движение других транспортных средств, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;
в) резко тормозить, если это не требуется для безопасности движения.
В зависимости от скорости водитель должен выбирать дистанцию, чтобы избежать столкновения в случае торможения с движущимся впереди транспортным средством, и необходимый интервал, обеспечивающий безопасное движение.
Расположение транспортных средств на проезжей части. При движении транспортные средства располагаются на проезжей части так, чтобы пропускная способность была наибольшей.
Число полос движения нерельсовых транспортных средств определяется разметкой или дорожным знаком № 8 «Направления движения по полосам», а если их нет, то самим водителем с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. Интервал должен быть тем больше, чем больше скорость движения.
Подсчитано, что минимально безопасное расстояние между кромкой покрытия дороги и ближайшим к ней следам колес автомобиля из первого ряда, у которого скорость от 30 до 80 км/ч, колеблется от 0,5 до 1 м. При излишне больших интервалах возможное число рядов для движения машин уменьшается, вследствие чего снижается пропускная способность улицы (дороги). Кроме того, при больших (в 2,5—3 м) интервалах неосмотрительный водитель может попытаться занять место в транспортном потоке, и его автомобиль окажется зажатым с двух сторон соседними транспортными средствами.
На улицах и дорогах с двусторонним движением между встречным подвижным составом при разъезде также должно быть определенное безопасное расстояние, которое зависит от скорости движения каждого из транспортных средств, двигающихся навстречу друг другу. Минимальное безопасное расстояние между кузовами двух встречных автомобилей при скорости движения от 30 до 100 км/ч допускается в пределах до 1,5 м.
При встречном разъезде в условиях плохой видимости — во время дождя, тумана, снегопада, на пыльной дороге и при разъезде на узких улицах и дорогах — водитель обязан соблюдать особую осторожность.
Зная безопасные расстояния до кромки тротуара или бровки дороги, расстояния между движущимися навстречу или в разных рядах транспортными средствами, габаритную ширину машин и проезжей части, водитель может легко определить, во сколько рядов могут располагаться на проезжей части транспортные средства для движения в одном направлении (имеются в виду случаи, когда на проезжей части не нанесены разделительные линии и число рядов не определено указателем).
Водители нерельсовых транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Водителю запрещается занимать левые полосы, если свободны правые. Если для движения нерельсовых транспортных средств в данном направлении имеется три и более полос, то грузовым автомобилям запрещается выезжать на крайнюю левую полосу. Выезжают из нее лишь для обгона или объезда.
На дороге с двусторонним движением, имеющей три полосы, запрещается выезжать на крайнюю полосу проезжей части, предназначенную для движения во встречном направлении. Средняя полоса может быть использована для обгона в обеих направлениях.
Транспортным средствам, максимальная скорость которых не должна превышать 30 км/ч, или вследствие технических причин они не могут развивать такую скорость, разрешается выезжать влево, за пределы крайней правой полосы только для обгона, объезда, перестроения, для поворота налево или разворота.
Движение транспорта по трамвайным путям разрешается в попутном направлении только в тех случаях, когда ширина проезжей части меньше габаритной ширины автомобиля, для объезда неподвижного препятствия, а также для обгона транспорта, убедившись, что это не помешает движению трамвая.
Если при объезде препятствия встречный разъезд затруднен, право первоочередного проезда имеет транспортное средство, движущееся по свободной полосе.