1. Направляющие стрелы (смотреть статью под номером 86). Наносят на полосах проезжей части, перед перекрестком, для предварительного оповещения водителей об организации движения — в дополнение к знаку № 8 (смотреть статью под номером 82) «Направление движения по полосам» или без него. Наносятся направляющие стрелы на перекрестках, на площадях или перед ними. Направляющие стрелы, нанесенные на перекрестках и площадях, указывают водителю направление движения на них, а нанесенные перед перекрестками и площадями — ряды, выделенные для указываемых направлений (смотреть статью под номером 86). У направляющих стрел углы поворота разные. Плавно изогнутые стрелы служат для предупреждения водителей о сужении проезжей части. Такие стрелы применяются в сочетании со знаком № 17 (смотреть статью под номером 79) «Сужение дороги», а также самостоятельно. Обязывают водителей взять направление правее или левее.
2. Линия запрещения остановки (смотреть статью под номером 86—8) наносится желтой краской на бортовой камень тротуара или около него на проезжую часть. Начало и конец линии для лучшей видимости обозначаются поперечными линиями. На протяжении линии запрещается остановка транспортных средств, за исключением общего пользования, движущихся по установленным маршрутам. Если линии разметки и дорожные знаки (указатели) при их одновременном применении противоречат друг другу, водители обязаны руководствоваться дорожным знаком. Транспортным средствам пересекать сплошную линию зоны запрещения, а также остановки не запрещается.
3. Линия запрещения стоянки (смотреть статью под номером 87) наносится желтой и красной прерывистыми линиями на бортовой камень или края проезжей части. Стоянка транспортных средств общего пользования не запрещена, если они следуют по установленному маршруту.
4. Линия «Остановка» (смотреть статью под номером 86—9) наносится зигзагообразно желтой краской и предназначена стандартом для остановки автобусов и троллейбусов, а также стоянки автомобилейтакси. Для бесперебойного движения общественного пассажирского транспорта отводится специальная полоса на проезжей части, для чего наносится сплошная линия разметки, а внутри полосы — буквы А (смотреть статью под номером 86—10). 4
5. Линия разделения транспортных потоков (островок) наносится посредине проезжей части улицы или дороги. Может использоваться для остановки пешеходов, ожидающих сигнала светофора или регулировщика, или пережидающих сигнала светофора или регулировщика, или пережидающих проходящий автомобиль на регулируемом перекрестке. Для лучшей видимости края островка могут ограничиваться овальными линиями и быть заштрихованы параллельными линиями, нанесенными под углом к оси проезжей части.
В отдельных случаях островок ограждается специальными тумбами или газонами. Заезжать на площадь «Островка безопасности» запрещается даже в том случае, если на них нет пешеходов.
6. Линии обозначения края проезжей части на скоростных дорогах (смотреть статью под номером 86) наносятся белой краской — сплошные или прерывистые. Они ограничивают участок, исключенный из середины проезжей части улиц, дорог и площадей. На улицах и дорогах эта линия представляет собой широкую полосу, на площадях и перекрестках — полукруг, овал, сегмент и т. д. На территории резервной зоны и на линиях, ограничивающих ее движение, маневрирование и стоянка транспортных средств запрещены. Она исключает столкновение автомашин, движущихся во встречных направлениях, уменьшает слепящее действие фар благодаря большому углу между направлением их света и направлением встречных автомобилей, создает зону («Островок») на пешеходном переходе; уменьшает помехи движению в прямом направлении и при разворотах (поворотах), так как при Ширине этой площади, близкой к удвоенному радиусу поворота, автомобиль не выходит за пределы крайнего левого ряда ни до разворота, ни после него, позволяет также регулировщику издали видеть автомобиль, приближающийся к перекрестку, и сигналы, подаваемые водителями, принимать соответствующие необходимые меры, увеличивать пропускную способность перекрестка.
7. Зона стоянки (смотреть статью под номером 86) наносится сплошными или прерывистыми линиями желтого цвета по границам площади, специально отведенной для стоянки без ограничения времени. Линиями могут обозначаться отдельные боксы. Кроме линий, стоянка отмечается иногда специальным знаком № 12 (смотреть статью под номером 82). Водитель обязан объезжать такие площадки.
Новым ГОСТом допускается широкое использование в качестве дополнительного средства информации надписей на проезжей части — названия ближайшего населенного пункта, маршруты следования и т. д. (смотреть статью под номером 82).
Во всех случаях, когда значения дорожных знаков и линии разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
Вертикальная разметка
Вертикальная разметка наносится для обозначения вертикальных поверхностей дорожных сооружений и других элементов обстановки улиц и дорог. Она внедрена новым стандартом и, безусловно, улучшит видимость, ориентировку на опасность, снизит количество транспортных происшествий.
Поверхность вертикальных элементов дорожных сооружений, где создается опасность, красят чернобелыми полосами с наклоном в сторону проезжей части (смотреть статью под номером 88).
Пролеты путепроводов и мостовых ферм, если от них до поверхности дороги менее 5 м, окрашивают чернобелыми полосами. Они хорошо заметны на большом расстоянии и заблаговременно предупреждают водителя о приближении к участку с определенным ограничением габарита по высоте. Опоры трассовых ограждений дорог, надолбы, сигнальные столбики в верхней части имеют черную наклонную полосу на белом фоне.
В соответствии с международной конвенцией о дорожных знаках и сигналах светоотражающие элементы на них нужно крепить: справа, по ходу движения — красного цвета, а слева — желтого или белого. Боковые поверхности ограждений (железобетонные брусья), обращенные к проезжей части, обозначаются на опасных участках чернобелыми вертикальными полосами, а в остальных местах — черной продольной полосой на белом фоне. Черные и белые полосы предусмотрены стандартом и на возвышающихся островках безопасности, бордюрах, на закруглениях с малым радиусом и других опасных для движения участках.