Правила строго предписывают пешеходам ходить только тто тротуарам или пешеходным дорожкам, а где их нет — по обочине или велосипедной дорожке (если это не затрудняет движение велосипедистов).
Если нет тротуаров, пешеходных дорожек, обочин, велосипедной дорожки или движение по ним невозможно, разрешается идти по краю проезжей части в один ряд (вне населенных пунктов навстречу Движению транспортных средств). Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл или велосипед, в таких случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Организованные колонны людей должны двигаться по правой стороне проезжей части не более чем в четыре ряда, не создавая помех движению транспортных средств. Впереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в других условиях недостаточной видимости — с зажженными фонарями (впереди с белым светом, позади — с красным).
Группы детей разрешается водить только по тротуарам, пешеходным дорожкам, а при их отсутствии в светлое время суток — по обочине.
Пересекать проезжую часть пешеходы могут только по подземным переходам, переходным мостикам, в местах, обозначенных разметкой или дорожным знаком 4. 13 «Пешеходный переход», а если их нет,— на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
Вне населенных пунктов при отсутствии обозначенных пешеходных переходов переходить дорогу разрешается под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается в обе стороны.
В местах, где движение регулируется, пешеходы обязаны руководствоваться сигналами светофора или регулировщика. Если движение не регулируется, пешеходы могут переходить проезжую часть только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и их скорость и убедятся, что не создадут помех движению.
Пересекая проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться без необходимости. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны находиться в ожидании дальнейшего движения на островке безопасности, а при его отсутствии — на середине проезжей части.
Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается только на посадочных площадках, а где их нет,— на тротуаре или обочине.
Пассажирам правилами запрещено препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки транспортного средства. Посадка и высадка пассажиров разрешается только при полной остановке транспортного средства и лишь со стороны тротуара или обочин (в кузов грузового автомобиля и со стороны заднего борта).
ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ И РАЗМЕТКА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ Дорожные знаки (по ГОСТ 10807—71)
Дорожные знаки служат средством организации и регулирования движения, они помогают водителю лучше ориентироваться в дорожной обстановке, способствуют безопасности движения транспортных средств и пешеходов в определенных местах на улицах и дорогах.
Эти же знаки применяются также в тех случаях, когда по существующим правилам движения необходимо установить особый порядок движения или ввести отдельные местные ограничения в движении.
Каждый водитель должен хорошо знать назначение всех знаков и строго выполнять их предписания и указания.
С 1/1—1973 г. введен в действие государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ) 10807—71 «Дорожные знаки», которым предусматривается некоторое расширение номенклатуры знаков. Это вызвано необходимостью расшифровки некоторых ранее существовавших знаков для лучшей ориентации водителя на улицах и дорогах.
Все дорожные знаки и указатели в зависимости от цели применения делятся по ГОСТу 10807—71 на четыре группы:
предупреждающие (смотреть статью под номером 79), запрещающие (смотреть статью под номером 80), предписывающие (смотреть статью под номером 81) и указательные (смотреть статью под номером 82).
Кроме перечисленных, ГОСТом предусматриваются дополнительные средства к знакам, способствующие лучшей ориентировке водителей