ОПЫТ применения полноприводных автомобилей в Первую мировую на долгие годы вперед определил основного заказчика транспортных средств такого типа – армию. Именно для военных нужд создавалось большинство таких машин в 20 – 30 – е годы XX века. Их производством занимались как именитые автопроизводители, например американские "Dodge" и GMC, так и вновь основанные предприятия вроде "Marmon – Herrington", на котором грузовики марки "Ford" оснащались передним ведущим мостом в дополнение к заднему.
В конце 30 – х компания "Dodge" представила свои разработки армейских автомобилей. Самой удачной называют серию WC . В ней были и командирский вариант. и бортовой грузовик на 3/4 тонны. и "санитарка" со стальным кузовом, и полуторатонная трехоска. В 1940 году американская армия объявила конкурс на создание еще более легкого армейского вездехода,победителем которого в итоге вышел "Willys"один из самых удачных "джипов" Второй мировой, собственно. и давший это обозначение подобному классу автомобилей.
Не отставали от американцев и в других странах. Японцы в 1934 – м создали свой первый полноприводный армейский автомобиль "Mitsubishi PX33", а в следующем году крохотный вездеход "Kurogane 95". Немцы продолжали эксперименты с полноуправляемыми автомобилями. которые выпускали сразу три фирмы: BMW, "Stoewer" и "Hanomag". Но уже первые месяцы войны показали. что конструкторы перестарались – водители попадали в аварии.
не справляясь с такой активной рулежкой. а механики мучились с обслуживанием и ремонтом сложных узлов. От излишеств отказались в 1940 году, убрав управление задних колес. но и это не помогло, и в 1943 – м производство подобных армейских вездеходов было свернуто окончательно. Более удачным вариантом стала полноприводная амфибия "Schwimmwagen". созданная Фердинандом Порше на базе "Жука". Именно такой плавающий автомобиль лучше всего показал себя в тяжелых дорожных условиях Восточного фронта.
Ну а в СССР еще в 1938 году на ГАЗе приступили к созданию легких командирских автомобилей. Итогом работ ведущего конструктора Виталия Грачева стал ГАЗ – 61, максимально унифицированный с серийными моделями Горьковского автозавода. А модификацию ГАЗ – 61 – 73 с закрытым цельнометаллическим кузовом и вовсе можно отнести к первым "комфортабельным внедорожникам" ведь ее аналоги из другихстран обходились простыми тентованными кузовами. Заслуга Виталия Грачева еще и в создании джипов ГАЗ – 64 и ГАЗ – 67, прозванных бойцами "иван – виллис" за характерное сходство с прототипом – американским "Willys".
В послевоенное время некоторые вездеходы стали настоящими долгоиграющими легендами. Тот же "Willys" в видоизмененном виде выпускался еще несколько десятилетий. а созданные уже в мирное время. но для военных нужд "Land Rover" и "Mercedes – Benz G – Klasse" повторили тот же маршрут "демилитаризации", став к нашему времени эталонами внедорожников.