Дорожная сеть в пустыне развита слабо. Часто дороги проходят через солончаковые, глинистые и песчаные участки. Солончаки труднопроходимы для автомобилей. На засоленных грунтах с плотной структурой движение возможно только в засушливый период. Тяжелые дорожные условия (песок, солончаки, лессовый грунт) часто вынуждают двигаться на небольших скоростях, применяя средства повышения проходимости, что вызывает перегрузку двигателей. В этих условиях водитель должен внимательно следить за тепловым режимом двигателя.
При движении по пустыннопесчаной местности в сухую погоду автомобили поднимают облака пыли иногда настолько густые, что дорога не просматривается даже днем. Пыль проникает в механизмы автомобиля, вызывая их ускоренный износ. Для улучшения видимости при сильной запыленности воздуха автомобили должны двигаться на увеличенных дистанциях. Чтобы предупредить чрезмерный износ деталей, нужно чаще проводить техническое обслуживание.
При движении вне дорог направление следует выбирать по закрепленным растительностью пескам, между песчаными грядами. Незакрепленный песок быстро перемещается под воздействием ветра, и на пути движения транспортных средств могут оказаться участки с сыпучим песком. Такие участки следует преодолевать на низшей передаче, с постоянной скоростью, не допуская остановок, крутых поворотов и переключения передач. Даже незначительный рывок при переключении передач и при трогании с места может вызвать смещение слоев песка под ведущими колесами. Они начнут буксовать, погружаться в грунт; автомобиль застрянет. Неопытные водители в этих случаях делают рывки при больших оборотах вперед и назад, чтобы вывести автомобиль. Но колеса, буксуя, еще глубже зарываются в песок. Надо немедленно остановить автомобиль, расчистить песок у передних колес и под задние подложить доски, брезент или применить противобуксаторы, самовытаскиватели. Если есть колея прошедшего автомобиля, лучше всего двигаться по ней. Применять цепи противоскольжения на песках не рекомендуется. 1
В пустынных районах водители часто страдают от недостатка воды. Попадающаяся в пути вода, как правило, не пригодна ни Для питья, ни для использования в системе охлаждения. Поэтому, отправляясь в путь по пустынной местности, нужно обязательно побеспокоиться о запасе воды.
Эксплуатация автомобиля в пустыннопесчаной местности изза повышенных нагрузок и высокой температуры нередко приводит к нарушению нормальной работы двигателя: в нем появляются детонационные стуки. Как избежать этого? Вот основные способы предупреждения и устранения детонационных стуков:
периодически останавливайте автомобиль для охлаждения двигателя;
применяйте топливо с более высоким октановым числом;
оборудуйте автомобиль усиленным радиатором и вентилятором с увеличенным числом лопастей;
не заправляйте систему соленой и жесткой водой; заправляйте ее только через воронку с сеткой или чистую полотняную тряпку;
избегайте смены воды, старайтесь только доливать ее в систему, не расплескивайте воду на радиатор, так как мокрые пластины и трубки быстро покрываются толстым слоем пыли;
не допускайте пробуксовки ремня вентилятора;
следите за герметичностью системы охлаждения;
в безводной жаркой местности используйте вместо воды этиленглнколевые смеси (состав: этиленгликоля —53%, воды —47%), имеющие высокую температуру кипения.
При эксплуатации автомобилей в пустынных условиях разжижается смазка в картере двигателя; она загрязняется пылью, попадающей в двигатель через сапун и указатель уровня масла. Предотвратить эти явления можно следующим способом:
используя масляные радиаторы;
уплотняя указатель (щуп) уровня масла жестяным колпачком и резиновой, кожаной или фетровой шайбами;
закрывая сапун двигателя частой сеткой, покрытой слоем масла, или завертывая негерметичной промасленной тканью;
проворачивая рукоятку фильтра грубой очистки ежедневно на 1—2 оборота.
Во избежание износа деталей отдельных механизмов трансмиссии изза проникновения пыли на сопрягаемые поверхности следует надеть чехлы. Чехлами закрепляются сочленения рулевого механизма, педальные вилки, карданные шарниры, сферические чашки привода передних колес автомобилей и т. д, В качестве материалов для чехлов применяют различные ткани, кожу, резину, промасленную бумагу, изоляционные ленты, клеенки и т. д.