Езда по обледенелой или влажной дороге требует от водителя особого умения и осторожности, так как при этом уменьшается сцепление с ней колес автомобиля и при торможении намного увеличивается тормозной путь. В результате автомобиль теряет управление, а при резком торможении или увеличении газа может возникнуть боковое скольжение и занос автомобиля. Особую осторожность надо соблюдать в местах скопления пешеходов. Кроме того, надо держать повышенную дистанцию — в 2—3 раза по сравнению с дистанцией на ровном участке дороги с сухим покрытием и увеличенный интервал от рядом движущихся транспортных средств.
На асфальтированных дорогах во время дождя слой пыли размачивается, покрытие становится скользким. Скользкой и мягкой становится в дождь глинистая и черноземная почвы. Грязь налипает на колеса, заполняет рисунок протекторов: ухудшается сцепление колес с дорогой, передвижение становится трудным. На плотно накатанной снежной дороге тоже уменьшается сцепление колес с дорогой, а при блокировании колес тормозной путь возрастает.
При движении автомобиля по скользкой дороге необходимо соблюдать следующие правила.
Во избежание бокового заноса при пользовании тормозами не выжимайте педаль сцепления, не тормозите резко; применяйте торможение двигателем и тормозом. Для полной остановки сбросьте газ, а когда обороты двигателя будут минимальными,— выключите сцепление и затормозите ножным тормозом. В этот момент надо быть особенно внимательным, так как несмотря на плавное торможение может произойти занос. Не тормозите на поворотах, ни в коем случае не тормозите ручным тормозом, действующим на силовую передачу.
В случае возникновения бокового заноса нужно быстро повернуть руль в сторону заноса, сбросить газ и ни в коем случае не тормозить й не выключать сцепление. Когда автомобиль выровняется,
можно плавно тормозить.
Перед подъемом и спуском заранее включите одну из низших передач и во время движения не производите переключений.
Если при вынужденной остановке на подъеме в заторможенном состоянии автомобиль начнет скользить назад, его нужно направить к бровке тротуара, к столбу или дереву у дороги и, подъехав вплотную, вывернуть руль и поставить машину поперек дороги. Трогаться с места надо по возможности на малых оборотах двигателя и сразу на второй передаче; ускорять и замедлять движение без рывков.
Если невозможно преодолеть подъем, нужно спуститься вниз; а затем преодолеть его с разгона. Движение на подъем начинайте только в том случае, если дорога свободна; точно так же поступайте и на спуске. При себе полезно иметь небольшое количество песка дляподсыпки под колеса.
В последние годы начинают получать распространение различные способы обработки шин для увеличения их сцепления с доро: гой: специальные аэрозоли, шипы противоскольжения и т. п.