Особенностью горных дорог являются затяжные подъемы и уклоны с исключительно извилистой трассой и крутые повороты с крайне ограниченной видимостью. Для успешного и безопасного преодоления горных перевалов перед подъемом водитель обязан внимательно осмотреть автомобиль, проверить работу двигателя на малых, средних и больших оборотах, показания контрольных приборов, давление в шинах, исправность тормозов и рулевого управления.
Если двигатель или тормоза перегреты, надо выждать, пока температура их не снизится до нормальной. При проверке тормозной системы следует обратить внимание на равномерность торможения передних и задних колес. Торможение передних колес раньше задних при движении в горных условиях представляет большую опасность.
Передачу следует выбрать в зависимости от крутизны подъема, нагрузки на автомобиль, технического состояния двигателя, стремясь во всех случаях, чтобы двигатель работал на средних оборотах. Вести автомобиль с полной нагрузкой на больших оборотах продолжительное время нельзя. Это не позволяет маневрировать при возникновении какихлибо препятствий и резко повышает износ двигателя.
Крутой подъем следует преодолевать без переключения передач, поэтому необходимо заранее рассчитать, на какой передаче нужно начинать движение на подъем. Крутой спуск нужно преодолевать на той же передаче, на которой преодолевался подъем той же крутизны. Переключение передач на крутых спусках недопустимо. Тормозить на спусках нужно двигателем, не выключая зажигания, периодически пользуясь ножным тормозом.
При движении по горным дорогам агрегаты автомобиля, шины работают в условиях повышенных нагрузок. Поэтому через каждые 1,5—2 часа движения рекомендуется делать остановки для охлаждения двигателя, агрегатов силовой передачи, тормозных барабанов и шин.
При движении по горным дорогам преодоление затяжных подъемов и спусков вызывает повышение теплового режима двигателя. Доливать воду в систему охлаждения приходится чаще, чем в обычных условиях. Водой горных источников пользоваться не рекомендуется, так как она часто бывает очень жесткой. Иногда в пути может вообще не оказаться воды, поэтому каждый водитель должен иметь при себе необходимый ее запас. Нужно следить, чтобы давление в системе пневматического привода тормозов постоянно поддерживалось не ниже 6 атм. Это особенно важно на большой высоте или после длительного движения под уклон. Если потребуется, остановите автомобиль и дайте двигателю поработать на увеличенных оборотах, пока давление в системе пневматического привода не повысится до нормального.
При движении на перевал и с перевала держите дистанцию от впереди идущего автомобиля. Места для стоянки лучше выбирать открытые, с которых просматривается дорога. При остановке автомобиля на уклоне затяните ручной тормоз и включите низшую передачу, после чего подложите клинья или колодки под колеса автомобиля. Если же вам приходится преодолевать особенно крутой и опасный подъем, воспользуйтесь помощью еще двух человек. Пусть они с клиньями или колодками в руках идут за автомобилем,’ по обе стороны от него и при необходимости подкладывают их под колеса.
Если на подъеме откажет тормоз и заглохнет двигатель, необходимо включить задний ход и медленно направить автомобиль под углом к скале, дереву или другому предмету. Особая осторожность нужна вблизи закрытых поворотов и перевалов. Приближаясь к закрытому повороту или перевалу, вы должны снизить скорость, взять правее и давать сигнал: днем звуковой, ночью — световой, и отвечать на сигналы встречного транспорта. Нельзя совершать обгон вблизи поворотов, перевалов, на крутых спусках. В этих условиях запрещается буксировка на гибкой сцепке, а на жесткой — более одного транспортного средства. При гололедице не разрешается всякая буксировка.