У автомобилей ЗАЗ966, ЗАЗ968 тормоз механический, действует при помощи тросов на колодки задних колес. Регулировку производят следующим образом: автомобиль устанавливают на подставку, чтобы задние колеса были вывешены, проверяют свободный ход тормозной педали, зазор между барабанами и колодками. Затормаживают рычагом ручного тормоза, ход которого должен быть не более 4—5 щелчков храповика. Если произошло ослабление троса, натяжение регулируют путем перемещения кронштейна рычага ручного тормоза вперед. В этом кронштейне для регулировки имеются овальные отверстия. Если этого недостаточно, то регулировку можно произвести перестановкой ролика. При сильном износе тормозных накладок дополнительное натяжение производится за счет перестановки планки обоих тормозов на больший размер.
У автомобиля «Москвич412» регулировка ручного тормоза производится навертыванием гайки на регулировочный наконечник; ход рукоятки ручного привода должен быть не более 120 мм. Если не хватает резьбовой части регулировочного наконечника, необходимо отвернуть с него гайку, снять уравнитель и перевернуть его на 180°, надеть его на регулировочный винт, навернуть гайку и произвести регулировку ручного тормоза.
У автомобилей ВАЗ регулировка производится при помощи регулировочного наконечника. Отпускают контргайку и наворачиванием гайки добиваются необходимого натяжения тросов. При этом рычаг ручного привода тормоза должен перемещаться на 3 зуба сектора и удерживать автомобиль на уклоне 16—20%.
У автомобиля ГАЗ24 в задних колесах имеются приводные рычаги, которые связаны с тросами привода ручного тормоза. Свободный ход приводного рычага должен составить 4 мм. Для уменьшения зазора между задней тормозной колодкой и разжимным стержнем на ней имеется эксцентрик, которым производят регулировку свободного хода приводного рычага. Натяжение тросов производится уравнителем при помощи регулировочной тяги (винта) при заворачивании гайки. Уравнитель перемещается вперед по ходу автомобиля и натягивает тросы. Проверку ведут на уклоне 20°. Рукоятка привода ручного тормоза должна перемещаться на 3/4 полного хода.
У автомобилей ГАЗ53А, ГАЗ66, ПАЗ672, УАЗ451М, УАЗ452, УАЗ469 установлен центральный колодочный тормоз барабанного типа. Только в некоторых автомобилях привод к ручному тормозу выполнен конструктивно иначе, чем в ГАЗ53А, а принцип действия тормоза аналогичен. Ниже (смотреть статью под номером 78) приведен привод ручного тормоза ГАЗ53А. Для регулировки рычаг 4 привода ручного тормоза ставят в расторможенное положение. Заворачивают регулировочный винт / до тех пор, пока тормозной барабан не станет проворачиваться от усилия руки, заворачивают регулировочную гайку 2 до упора рычага 4 в торец корпуса 3 шариков разжимного механизма. После этого гайку 2 отпускают на 2—3 оборота, а затем постепенно отпускают регулировочный винт / до тех пор, пока тормозной барабан начнет свободно вращаться от усилия руки. Ход рычага привода ручного тормоза должен быть у ГАЗ53А, ГАЗ66, ПАЗ672 на 3—5 зубцов, у УАЗ — на 3—4 зубца.
Во всех автомобилях дополнительно вращением регулировочной вилки регулируется тормозной привод.
У автомобилей ЗИЛ130, ЗИЛ131, ЛАЗ695Е, ЛАЗ697Е, КАЗ608 устанавливается центральный тормоз барабанного типа с двумя колодками. На шлицевом конце разжимного кулака устанавливается регулировочный рычаг. К нему присоединяется тяга, на которой имеется резьба. На эту резьбу наворачивается регулировочная вилка, которая соединяется с рычагом привода ручного тормоза.
Удлиняют тягу выворачиванием ее из вилки; после удлинения вилку снова присоединяют. Если такой регулировкой невозможно добиться эффективного затормаживания, можно переставить тягу в следующее отверстие в рычаге привода разжимного кулака и окончательно произвести регулировку вилкой. После регулировки рычаг привода должен перемещаться на четыре — шесть зубьев сектора.
У автомобилей МАЗ500, МАЗ503, МАЗ504 тормоз установлен на заднем мосту. Имеются две колодки, которые разжимаются при помощи разжимного кулака, на котором на шлицах устанавливается рычаг. Привод осуществляется при помощи тросов, тяг и рычагов. Вытяжка тросов регулируется при помощи вилки, муфты перестановкой рычага кулака. При правильно отрегулированном ручном тормозе и его приводе рукоятка ручного тормоза должна выдвигаться на 110—160 мм.
У автомобилей КрАЗ256, КрАЗ257, КрАЗ258 регулировку производят изменением длины тяг при помощи регулировочной вилки. Проверяют зазор между накладками колодок и барабаном, который должен быть не более 1 мм. Зазор регулируется эксцентриковым пальцем.
У автомобилей «Урал375Д» ручной тормоз регулируется изменением длины тяги при помощи регулировочных вилок. Если не удается устранить большой свободный ход, то можно произвести регулировку перестановкой рычага разжимного кулака. Для этого отпускают стопорный болт и переставляют рычаг. Зазор между накладками и барабаном должен быть не более 0,3—0,6 мм. Собачка зубчатого сектора должна перемещаться на 4—10 зубьев.
У автобусов ЛиАЗ677, ЛАЗ698 регулировку производят изменением длины тяги при помощи регулировочного винта и регулировочным рычагом, который устанавливается на разжимном кулаке колодок. Ход рычага должен быть на четыре зуба сектора.