Прошли те времена, когда каждый автолюбитель должен был досконально знать устройство автомобиля и уметь его чинить. В наше время вполне достаточно как фирменных, так и не фирменных сервисных станций, готовых провести ремонт любой сложности. Плюс современные автомобили стали намного надежнее и сложнее технически. Сейчас редко какой автомобиль можно продиагностировать и починить без применения специальных приспособлений и систем диагностики. Но все же, если вы ездите не на супер эксклюзивном авто, то хотя бы основные понятия о работе автомобильного двигателя необходимо иметь. Ведь бывает так, заглох внезапно мотор и не желает заводиться.
Не стоит сразу вызывать техпомощь и/или эвакуатор. Многие не очень серьезные неисправности можно устранить самостоятельно, причем достаточно легко и быстро. Главное знать где, что и как искать. С этим мы и разберемся. Но сначала, вспомним на самом элементарном уровне, как работает автомобильный двигатель. Итак, для того чтобы нормально работал бензиновый двигатель, поступающий в его цилиндры воздух смешанный с топливом (рабочая смесь) должен достаточно сильно сжиматься. Этот параметр (степень сжатия) обозначается как компрессия и может варьировать в зависимости от степени износа мотора. Рабочая смесь должна иметь оптимальное соотношение топлива и воздуха, и момент воспламенения ее от искры. А для дизельного или инжекторного двигателя, также очень важен момент впрыска топлива. Ну а теперь приступим к поиску неисправности.
1) Предохранители. Если ваш автомобиль оснащен ЭБУ (электронный блок управления двигателем), то в первую очередь необходимо отыскать и проверить предохранители систем, отвечающих за работу мотора. Как правило, они обозначены значком моторчика. Если возникают сложности с их поиском, полистайте руководство по эксплуатации вашей машины, которое, кстати, нужно всегда возить с собой.
справки освобождение от физкультуры
2) Свечи зажигания. Аккуратно выкручиваем одну любую свечу и смотрим: пахнет бензином и мокрая – значит, бензин в цилиндр поступал. Подсушиваем свечу и вставляем ее в клемму провода или катушки зажигания, прижимаем к металлу мотора и на секунду включаем стартер. Если искра есть то, скорее всего, были залиты свечи. Выкручиваем все остальные свечи зажигания и сушим их. Пока свечи сушатся, продуваем цилиндры. Для этого при полностью открытой дроссельной заслонке, на несколько секунд включаем стартер. Затем вкручиваем свечи.
3) Если на выкрученной свече нет искры, то у машин оснащенных распределителем зажигания, следует осмотреть его корпус на наличие трещин. При наличии трещины, ее следует увеличить при помощи подручных средств хотя бы до 5 мм, это остановит утечку напряжения. Если повреждений нет необходимо при помощи лампочки или портативного тестера проверить напряжение на катушке зажигания и прерывателе (коммутаторе). При отсутствии сбоев возвращаемся к распределителю, возможно, прогорел бегунок. Тогда зачищаем обгоревшее место и изолируем при помощи скотча или полиэтиленовой пленки. При перегорании резистора бегунка, для восстановления его проводимости используем проволочку. На автомобилях с ЭБУ, необходимо тщательно осмотреть провода и разъемы. При попадании в корпус ЭБУ воды, следует снять минусовый провод с аккумулятора и отсоединить разъем ЭБУ. Сушим разъем, а корпус ЭБУ разбираем, тщательно протираем и сушим. Осматриваем разъем подающий напряжение к модулю зажигания.
4) Компрессия. Когда искра есть, а топливо поступает то, следует проверить компрессию в цилиндрах. В свечные отверстия вставляем какую-нибудь пробку. При хорошей компрессии, пробка должна вылететь из отверстия. Пробки на месте – возможно, порван ремень ГРМ. Если ремень не порван полностью, а только срезаны несколько зубьев, то для временной меры можно разрезать его вдоль, и две половинки ремня размещаем так, чтобы везде оказалась, хоть половинка зуба. Не забываем выставить метки фазы. Если причина отсутствия достаточной компрессии в изношенных поршневых кольцах, то повысить компрессию, на короткое время можно, если залить в цилиндры по 10 грамм моторного масла.
5) Топливный бак. Иногда злую шутку может сыграть топливный бак на пару с указателем уровня топлива. Второй зачастую просто врет. Для оживления двигателя иногда достаточно просто залить несколько литров топлива. Возможно, проблема с вентиляцией бака и в нем создается отрицательное давление. В результате бак может сминаться, а топливо не подается совсем или с перебоями. При неработающей вентиляции, при открытии пробки бака, слышен шум всасываемого воздуха. Решить эту проблему можно не закручивая пробку до конца.