Уход за рулевым механизмом

1265653113 2 Уход за рулевым механизмом заключается в креплении картера рулевого механизма, проверке свободного хода рулевого колеса, регулировке и смазке. Проверку уровня масла в картере рулевого механизма производят при ТО2.

Проверка рулевого механизма. При техническом обслуживании прежде всего проверяют осевой зазор рулевого колеса. Для этого вывешивают передние колеса и устанавливают их в положение прямолинейного движения. Затем в левую сторону поворачивают на один оборот рулевое колесо и закрепляют его. Охватывают рулевую колонку левой рукой, а большой палец подводят к ступице рулевого колеса и поворачивают переднее колесо вправо — влево. Наличие люфта ощущается большим пальцем.

Проверку величины люфта свободного хода рулевого колеса производят люфтометром, устанавливая его на рулевую колонку. Передние колеса ставят в положение движения по прямой линии. Повертывают рулевое колесо влево, пока не выберется зазор (люфт) в зацеплении рулевого механизма и в шарнирных сочленениях. При этом положении стрелка люфтометра устанавливается на нулевое деление. Затем поворачивают рулевое колесо вправо, пока не выберется люфт, а стрелка люфтометра, которая устанавливается на ободе рулевого колеса, укажет люфт. Повышенный люфт может случиться от увеличенного зазора в соединениях рулевого привода, в рулевом механизме. Проверку зазора в зацеплении рабочей пары рулевого механизма можно провести и люфтометром. Для этого устраняют зазоры в шарнирах рулевых тяг, производят подтяжку всех ослабевших креплений рулевого привода, а затем проверяют зазор.

Проверяют зазор в зацеплении рабочей пары при помощи комбинированного люфтометра с динамометром или с помощью динамометра. Для этого отсоединяют тягу от рулевой сошки. Затем замеряют усилие, которое необходимо для вращения рулевого колеса динамометром. Если показания не соответствуют данным таблицы 58, а также имеется большой свободный ход рулевого колеса, зазор в подшипниках, производят регулировку.

Регулировка осевого люфта рулевого вала и зацепления рабочей пары рулевого механизма. В автомобилях ЗАЗ966, ЗАЗ968, «Москвич412» и его модификациях регулировка осевого люфта подшипников червяка производится без снятия рулевого механизма с автомобиля. При регулировке отпускают на несколько оборотов контргайку / (смотреть статью под номером 66) и регулировочную гайку 2 заворачивают до устранения ‘осевого люфта в подшипниках. Затем заворачивают контргайку А После этого проверяют момент затяжки подшипников динамометром. Необходимые контрольные данные приводятся в таблице 58. Продольная тяга при этом должна быть отсоединена от рулевой сошки.

Регулировку зацепления червяка и ролика производят регулировочным винтом 3. Для этого в прорезь винта вставляют отвертку и устраняют зазор в зацеплении, предварительно отвернув на 1—2 оборота контргайку 4.

После регулировки контргайку затягивают. При регулировке надо иметь в виду, что от излишней затяжки подшипников и очень малого зазора в зацеплении рулевого механизма происходит ускоренный износ подшипников червяка ролика.

В автомобилях ГАЗ24, УАЗ469, УАЗ469Б, РАФ977 ДМ, УАЗ451М, УАЗ452, ПАЗ672, ГАЗ53А, ГАЗ66 регулировка осевого перемещения вала рулевого колеса и зазора в зацеплении производится аналогичным образом. При регулировке осевого перемещения вала рулевого колеса необходимо снять рулевой механизм, слить масло и, зажав в тисках, отвернуть болты (смотреть статью под номером 67) крепления крышки 2 к картеру рулевого механизма, крышку снять, а затем подбором соответствующей толщины прокладок 3 отрегулировать осевой зазор в подшипниках 8 червяка.

После устранения люфта необходимо проверить усилие для проворачивания вала. Зазор в зацеплении между червяком 9 и роликом 7 устраняют, не снимая рулевого механизма. Отворачивают колпачковую гайку 4, вынимают замочную шайбу 5; поворачивают специальным ключом регулировочный винт 6 по часовой стрелке до устранения люфта. После этого надевают стопорную шайбу, заворачивают колпачковую гайку и проверяют усилие на рулевом колесе.

В автомобилях ВАЗ2101. ВАЗ2102, ВАЗ2103, ВАЗ21011 осевой зазор в подшипниках червяка (смотреть статью под номером 68) регулируется изменением толщины прокладок под крышкой 2 картера рулевого механизма. Для этого следует отвернуть болты, снять крышку 2 и подобрать прокладки. Регулировка зацепления в червяке и ролике производится регулировочным винтом 4. Предварительно отпускается контргайка.

В автомобилях ЗИЛ130 и ЗИЛ131 при регулировке подшипников вала рулевого колеса необходимо снять рулевую колонку и установить ее в тиски. Регулировка заключается в подтягивании нижней гайки рулевого вала и его сальника. Проверку осуществляют динамометром. Считается нормальным, если для прокручивания.отсоединенного вала необходимо усилие 0,125—0,333 кГ, или 3 — 8 кГсм.

Прежде чем приступить к регулировке рулевого механизма, необходимо произвести его проверку, которая имеет свои особенности. Рулевое колесо устанавливают в положение при движении по прямой линии, отсоединяют от сошки продольную рулевую тягу и замеряют динамометром усилие на ободе колеса в трех положениях.

При ввертывании винта усилие увеличивается, при вывертывании — уменьшается. При переходе через среднее положение крутящий момент должен быть не более 50 кГсм.

Причинами отклонения от нормальных усилий во втором положении может быть износ поверхностей качения шариковой гайки, винта рулевого механизма, неправильный натяг в шариковой гайке 6, в первом положении можег быть неправильно установлен натяг упорных подшипников 4, которые регулируются гайкой 5.

При этом рулевой механизм необходимо снять с автомобиля и произвести его разборку с заменой изношенных деталей. После сборки правильно отрегулированная шариковая гайка 8 должна проворачиваться в средней части рулевого винта б5 под воздействием крутящего момента 3—8 кГсм (0,93—2,5 кГ). Осевое перемещение относительно винта не должно быть больше 0,3 мм. Натяг упорных подшипников 4 проверяется при проворачивании корпуса 7 динамометром, который должен соответствовать 6— 8,5 кГсм (1,07—1,51 кГ). После проверки и регулировки рулевой механизм устанавливают на автомобиль и снова проверяют усилие на ободе колеса.

В автомобилях МАЗ500, МАЗ503, МАЗ504 регулируют натяг подшипников 9 винта 10 (смотреть статью под номером 70) удалением или добавлением прокладок 1 под нижней крышкой 2. Усилие для поворота рулевого колеса должно быть 12—25 кГсм. После регулировки подшипников 9 винта 10 регулируется зазор в зацеплении зубчатого сектора с гайкойрейкой, который должен быть не более 6°.

Регулировку производят специальным винтом 3. Предварительно отпускают контргайку 8 и, заворачивая по часовой стрелке, уменьшают свободный ход винтом. После регулировки необходимый момент для проворачивания рулевого колеса—13—35 кГсм. При меньшем моменте следует увеличить натяг подшипников; если момент превышает 35 кГсм, натяг следует уменьшить. После проверки рулевой механизм устанавливают на автомобиль.

В автомобилях «Урал375», «Урал377», КрАЗ258, КрАЗ256, КрАЗ257, в автобусах Л A3698, ЛиАЗ677 и их модификациях механизм рулевого управления состоит из червяка / (смотреть статью под номером 71) и червячного сектора 2. Регулировка зацепления между червяком и червячным сектором производится во всех указанных автомобилях одинаково.

Проверку производят перемещением вала сектора в осевом направлении и замеряют индикатором — в крайних положениях 0,25— 0,6 мм, в среднем положении — не более 0,03 мм. Если параметры не соответствуют этим данным, производят регулировку. Для этого следует отвернуть болты, снять крышку 4 и подбором регулировочной шайбы 5 добиться необходимого зазора.

Во время сборки устанавливают зазор между штифтом 6, который устанавливается в картере, и ниткой червяка, равный 0,2; 0,45, зазор между штифтом и торцом сектора 2 в пределах 0,37— 0,67 мм. Зазор проверяется во время сборки щупом, а торец штифта 9 должен выступать над плоскостью крышки 4 на 1,15—1,35 мм. Толщина прокладки при этом должна быть 0,8 мм.

При сборке гайку 7 следует затягивать с усилием 6—7 кГм, затем отпустить и затянуть с усилием 3,5—4,5 кГм, контргайку 8 следует затягивать с таким .же моментом усилия. После регулировок подшипников вал руля должен вращаться свободно, без заедания.

В автомобилях КрАЗ натяг подшипников регулируется удалением прокладок изпод верхней крышки картера рулевого механизма.

bludomy.ru – кулинарные рецепты.

Добавить комментарий