В процессе эксплуатации уменьшается натяг в подшипниках, увеличивается осевой люфт вала ведущей шестерни, и если он превышает 0,03 мм, то следует отрегулировать подшипники. Проверка
производится индикатором, при перемещении вала ведущей шестерни из одного крайнего положения в другое. Если нет индикатора, проверку осевого люфта можно произвести покачиванием фланца рукой и осевой люфт будет ощущаться, а о необходимости регулировки подшипников будет свидетельствовать шум в главной передаче при движении. Регулировка производится путем удаления прокладок между распорным кольцом и внутренним кольцом заднего роликового подшипника.
Прежде,чем приступить к регулировке, необходимо спустить масло, вынуть полуоси, отъединить карданный вал, вынуть редуктор с помощью двух болтов для демонтажа (смотреть статью под номером 53). Промывают редуктор, выворачивают упорный винт /, отпустив контргайку 13 до тех пор, пока он не будет выступать над торцом прилива в картере редуктора; снимают маслосъемную трубку. Делают метки на крышках и гайках подшипников дифференциала, а затем снимают крышки 3 подшипников дифференциала.
Вынимают дифференциал, предварительно подают его в сторону ведомой шестерни, отворачивают болты 4 крепления стакана 5, вынимают стакан с валом ведущей шестерни. Проверяют достаточное ли количество прокладок 6 имеется между подшипниками 2. При этом фланец 7 стакана 5 зажимают в тиски, расшплинтовывают гайку 8 крепления фланца карданного вала и заворачивают ее до отказа. Затем проворачивают вал ведущей шестерни. При недостаточном количестве прокладок 6 затяжка гайки 8 вызовет заедание в подшипниках и вал ведущей шестерни или совсем не будет проворачиваться или проворачиваться очень туго. В этом случае следует добавить прокладки и добиться того, чтобы в подшипниках был небольшой натяг. Если вал ведущей шестерни вращается свободно, то уменьшают количество регулировочных прокладок 6. Затягивают гайку 8 до отказа и шплинтуют. Причем для совпадения отверстия на валу с прорезью гайки и гайку нельзя проворачивать назад, так как недостаточная затяжка способствует проворачиванию внутреннего кольца подшипника.
Затем производят проверку затяжки подшипников. Для этого за проушину 9 фланца 7 зацепляют динамометр и поворачивают вал; показание динамометра должно быть 1,25—2,9 кГ. Это соответствует моменту вращения 6—14 кГсм. При показании динамометра в пределах нормы следует заметить положение гайки относительно торца вала, нанеся метки на гайке и валу. Отворачивают гайку, ставят на место сальник с крышкой и затягивают гайку до совпадения нанесенных меток, зашплинтовывают.
Регулировка подшипников дифференциала,
бокового зазора контакта зацепления шестерен главной передачи
Подшипники дифференциала регулируются гайками 10 (смотреть статью под номером 53). Чтобы не было люфта, гайки заворачивают до соприкосновения с наружными кольцами подшипников 17 дифференциала, а затем регулировочную гайку 10 каждого подшипника затягивают на один паз. Тем самым устраняют люфт и обеспечивают предварительный натяг подшипников 0,12—0,25 мм. Боковой зазор между зубьями должен быть в пределах 0,15—0,30 мм. Его проверяют индикатором. Если боковой зазор не соответствует норме, то нужно произвести регулировку.
Для уменьшения бокового зазора следует отпустить регулировочную гайку 10 подшипника дифференциала с правой стороны, а со стороны ведомой шестерни на столько же пазов затянуть гайку, чтобы сохранился предварительный натяг. Зазор между ведомой шестерней 12 и втулкой // регулировочного болта 1 должен быть 0,25 мм и регулируется болтом /. Предварительно отпускают контргайку 13 и заворачивают болт 1 до упора, затем отпускают на 1/6 оборота и затягивают контргайку.
Зацепление ведущей и ведомой шестерен регулируется по пятну контакта при их замене. Неправильное положение пятен контакта устраняется перемещением ведущей шестерни 14 в осевом направлении за счет удаления и добавления прокладок 15, которые устанавливаются между стаканом 5 и корпусом картера главной передачи 16.