В процессе эксплуатации, а особенно в первый ее период, происходит растяжение приводной цепи. Удлиняясь, цепь провисает; вместо контакта плунжера с рычагом появляется зазор. При этом в
цепном приводе механизма газораспределения возникает шум, увеличивается износ цепи и звездочек. Для уменьшения износа цепи, звездочек и понижения шума необходимо восстановить нормальное натяжение цепи. В первый раз это делается через 4000 км пробега, а при последующей эксплуатации — при каждом ТО2.
Порядок регулировки в двигателе автомашины «Москвич412» прост. Сначала двигатель запускают и добиваются устойчивой работы его на холостом ходу с минимальным числом оборотов. Затем (смотреть статью под номером 7) отпускают стопорный болт / на 1/2—2/3 оборота. При этом плунжер 2 в верхней крышке картера 3 привода механизма газораспределения поджимает натяжную звездочку и натягивает цепь. Дают проработать двигателю в течение 1 мин. на средних оборотах. После этого затягивают стопорный болт /. Тем самым фиксируется новое положение натяжного устройства. При неработающем двигателе можно также произвести регулировку натяжения цепи. В этом случае отпускают болт /, проворачивают коленчатый вал на 3 — 4 оборота пусковой рукояткой и снова затягивают стопорный болт.
В двигателе ВАЗ2101, ВАЗ2103, «Жигули1300» регулировка натяжения цепи производится аналогичным образом (смотреть статью под номером 8). Отпускается гайка 1 блокировки стержня, проворачивается коленчатый вал пусковой рукояткой на несколько оборотов и гайка снова затягивается. Натяжное устройство восстанавливает необходимое натяжение цепи.
Проверка и регулировка осевого зазора коленчатого и распределительного валов
В результате износа упорных шайб или полуколец коленчатого вала (в зависимости от конструкции двигателя) увеличивается осевой зазор, появляется глухой стук. Возникновение такого стука указывает на необходимость регулировки, замены шайб или полуколец.
Осевой зазор распределительного вала увеличивается в результате износа фланца, который воспринимает осевое усиление. Признаком служит стук распределительных шестерен.
Нормальный осевой зазор восстанавливается заменой упорного фланца. Проверку зазора нужно производить при снятом шкиве коленчатого вала и крышке распределительных шестерен. К торцу проверяемого вала устанавливают индикатор: с его помощью проверяется осевое перемещение. Нормальный осевой зазор коленчатого и распределительного валов различных двигателей приводится в таблице 7.