Перевозка промышленных и продовольственных товаров. Для перевозки грузов торговли, бытового обслуживания и общественного питания используют автомобилифургоны. Такие грузы, как правило, доставляют по заранее разработанным месячным графикам, на основе которых ежедневно составляют маршруты и часовые графики работы автомобилей.
Сущность работы по часовому графику состоит в том, что автомобили прибывают к грузоотправителям (заводам, фабрикам, оптовым базам) или грузополучателям (предприятиям торговли и общественного питания) в строго согласованное между ними время. Грузоотправители имеют возможность до приезда автомобиля подготовить грузы, погрузочные механизмы и товарнотранспортные документы, а грузополучатели — рабочую силу и средства для выгрузки грузов. Автомобили работают ритмично на протяжении всего рабочего дня, что способствует повышению их производительности, снижению себестоимости перевозки и уменьшению потребности в автомобилях.
Грузы перевозят, как правило, без сопровождения их экспедиторами грузоотправителя или грузополучателя. При приеме "груза к перевозке водительэкспедитор предъявляет грузоотправителю путевой лист и доверенность от автотранспортного предприятия. Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью водителяэкспедитора во всех экземплярах товарнотранспорт: ной накладной, один из которых вручается грузоотправителю.
Загруженные крытые автомобили, отдельные секции автомобилей и контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть грузоотправителем опломбированы, а мелкоштучные товары, находящиеся в ящиках, коробках и другой таре, опломбированы или обандеролены. При такой форме экспедирования автотранспортное предприятие отвечает только за сохранность и целостность пломбы; груз выдается грузополучателю без проверки его массы, состояния груза и количества мест.
Грузы, которые необходимо предохранять при перевозке от потери, недостачи, порчи и повреждения, предъявляют к перевозке в исправной стандартной таре. Водительэкспедитор принимает исправные затаренные грузы по количеству грузовых мест, а маркированные — по массе.
Автотранспортное предприятие несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке до выдачи грузополучателю. Оно освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда:
груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) с исправными пломбами грузоотправителя, а штучный груз — с исправными защитной маркировкой, бандеролями, пломбами грузоотправителя или изготовителя;
недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом автомобиле;
груз перевозится в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя);
недостача груза не превышает норм естественной убыли.
Автомобили, используемые на перевозках пищевых продуктов, подлежат санитарной обработке, которая включает:
ежедневные очистку наружной поверхности кузова, уборку и мойку внутренней части кузова. Для мойки используют теплую воду (30—35° С) с мылом или теплый 1%ный раствор кальцинированной соды;
дезинфекцию по графику, согласованному с местными органами Госсаннадзора. Для дезинфекции применяют 10%ный осветленный раствор хлорной извести из расчета 0,5 л на 1 м2 обрабатываемой поверхности. После дезинфекции кузов промывают горячей водой, просушивают и проветривают до исчезновения запаха хлора.
Таксомоторные перевозки. Время начала и окончания работы автомобилейтакси на линии определяется графиком их. выпуска и возврата, который строится в соответствии со спросом населения на автомобилитакси. График предусматривает время выезда автомобилятакси на линию, место ближайшей стоянки, время возвращения на автотранспортное предприятие.
Днями пик для легковых автомобилейтакси являются субботние, предпраздничные и праздничные дни, часами пик — время с 15 до 20 ч, а в нерабочие дни — с 12 до 20 ч. График выпуска автомобилейтакси на линию должен составляться с учетом максимального нахождения автомобилей на линии в. часы наибольшего спроса.
Таксомоторные стоянки располагают у вокзалов, аэродромов, крупных магазинов, театров и других учреждений. Их обозначают указателями и оборудуют средствами связи с диспетчерскими пунктами.
Автомобильтакси предоставляется на стоянках, вне стоянок (при поднятии руки) и по заказам (телефонным или личным). Правом внеочередного занятия такси на стоянке пользуются лица, пострадавшие от несчастных случаев, пассажиры с детьми дошкольного возраста, беременные женщины и инвалиды с явными признаками инвалидности.
Свободные автомобилитакси находящиеся в пути следования, предоставляются пассажирам при условии, если такси находится не ближе 200—300 м от стоянки.
При приеме заказа по телефону диспетчер заполняет бланк заказа. Заказы передаются водителю для исполнения: лично на линейном диспетчерском пункте или при выезде из гаража; по телефону при наличии телефонизированных стоянок; по радио при наг личии радиофицированных автомобилейтакси. АвтОмобильтаксиподается с ближайших к месту подачи стоянок или районов города.
Плата за пользование автомобилемтакси производится в соответствии с показаниями таксометра. При одновременной поездке двух и более посторонних по отношению друг к другу пассажиров на одно и то же расстояние плату, указываемую таксометром, распределяют равными частями между пассажирами. При поездке пассажиров в разные пункты плату с каждого пассажира взимают пропорционально фактическому расстоянию.
Водитель должен включать таксометр с момента занятия пассажиром автомобилятакси или от пункта подачи такси по заказу. Движение с выключенным таксометром запрещается. Время простоя в пути из-за неисправности таксометра не оплачивается. В этом случае водитель должен переключить таксометр на положение «Касса» и получить с пассажира сумму по счетчику. Простой автомобилятакси в ожидании пассажиров (по их требованию) разрешается в течение не более 30 мин.
Повышение эффективности и качества перевозок пассажиров. На таксомоторных предприятиях широкое распространение получил бригадный метод работы, позволяющий популяризировать передовые методы работы лучших водителей, повышать профессиональное мастерство молодежи, улучшать дисциплину и качество обслуживания пассажиров. В бригадах развертывается соцсоревнование за перевыполнение плановых показателей по доходу, коэффициентов выпуска автомобилей на линию и использования пробега, за высокую культуру обслуживания пассажиров.
Для повышения эффективности работы автомобилейтакси постоянно изучается спрос на такси, практикуется направление автомобилей к местам повышенного спроса и в периферийные районы, где ведется массовое жилищное строительство. Наряду с совершенствованием центральной диспетчерской станции создаются передвижные и станционарные диспетчерские пункты на вокзалах и в аэропортах.
Предусматриваются информация водителей о времени прибытия и отправления поездов, самолетов, теплоходов и междугородных автобусов, улучшение связи диспетчеров с водителями, усиление контроля за работой автомобилейтакси на линии.
Прогрессивной формой обслуживания населения является перевозка маршрутными автомобилямитакси по заявкам. Пассажир, подав предварительный или срочный заказ на поездку, ожидает прибытия автомобиля в указанном им месте, находящемся в зоне полосы движения маршрутных автомобилейтакси, и доставляется к нужному ему пункту, если он находится на полосе движения и близко от нее. Для выполнения срочных заявок маршрутные автомобилитакси должны быть радиофицированы,
Обслуживание легковыми автомобилями учреждений, организаций и предприятий. Служебные поездки на легковых автомобиляхтакси оплачиваются проездными талонами с правом проезда 100 и 500 м, 1, 3 и 5 км. Заказчики приобретают талоны на автотранспортных предприятиях с предварительной оплатой по безналичному расчету за счет и в пределах лимитов на содержание легковых автомобилей, выделяемых учреждениям, организациям и предприятиям вышестоящими организациями.
Талоны приобретаются на месяц вперед в пределах установленного квартального лимита и действительны в течение года, на который они выданы.
Автотранспортное предприятие при выдаче талонов заказчику ставит на лицевой стороне каждого талона штамп со своим наименованием. Заказчик на оборотной стороне каждого талона ставит свою печать и фамилию лица, которому выдан талон.
Лица, пользующиеся легковыми автомобилямитакси, по окончании поездки вручают водителю талоны на общее расстояние, соответствующее показанию таксометра. Если заказчик для расчета за поездку не имеет достаточного количества талонов, он должен недостающую сумму оплатить наличными деньгами. Талоны, сдаваемые водителем автомобилятакси, записываются в ведомость, погашаются в его присутствии штампом «погашено — такси» и сдаются в бухгалтерию автотранспортного предприятия.
29. Диспетчерское руководство работой автомобилей на линии
Организация работы автомобилей на линии. Выпуск грузовых автомобилей на линию зависит от метода их работы на линии (индивидуальный, бригадный, колоннами), режима работы обслуживаемых предприятий и учреждений, количества постов погрузки у грузоотправителей, количества смен работы.
График выпуска автомобилей на линию составляет старшин диспетчер с начальниками автоколонн по согласованию с технической службой. На основе графика выпуска и принятой системы организации труда начальники автоколонн разрабатывают графики работы водителей.
При бригадной работе водительбригадир, не освобожденный от основной работы, ведет наблюдение за техническим состоянием закрепленных за бригадой автомобилей, инструктирует и оказывает необходимую помощь водителям по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей, организует социалистическое соревнование в бригаде, следит за соблюдением производственной и трудовой дисциплины членов бригады.
Широкое распространение получает метод бригадного подряда, при котором бригада водителей принимает коллективную ответственность за обслуживание закрепленного за ней заказчика.
Взаимные ответственность и помощь, сознательная дисциплина, эффективное использование техники и хорошая организация труда позволяют бригадирам достигнуть высокой производительности труда и улучшить использование автомобилей. Бригады водителей автомобилейтакси добиваются перевыполнения плановых показателей по доходам, повышения коэффициентов выпуска и платного пробега, высокой культуры обслуживания пассажиров.
Оперативное руководство работой автомобилей на линии осуществляют диспетчерская служба и линейные работники службы эксплуатации автотранспортного предприятия.
Старший и дежурный диспетчеры следят за выполнением графика движения, за работой автомобилей по заданным маршрутам, поддерживают оперативную связь с грузоотправителями и грузополучателями, контролируют ход выполнения плана перевозок, немедленно устраняют организационные неполадки, возникающие в процессе работы на линии, обеспечивают первоочередное выполнение срочных и наиболее важных перевозок, в случае необходимости переключают автомобили с одного объекта на другой, направляют по заявкам водителей автомобили технической помощи, контролируют своевременность возвращения автомобилей на автотранспортное предприятие.
Распоряжения дежурного диспетчера по вопросам подачи автомобиля для перевозки, выпуска его на линию и возвращения на автотранспортное предприятие, маршрута движения, погрузки и выгрузки обязательны к исполнению для всех водителей, начальников и линейных диспетчеров на объектах.
Линейные диспетчеры ведут работу в крупных пунктах отправления грузов. Их распоряжения по перевозке грузов обязательны к исполнению для всех работающих на данных объектах водителей. Переключать автомобили с одного объекта на другой линейные диспетчеры могут только по согласованию с диспетчерской службой автотранспортного предприятия.
При централизованной системе руководства перевозками оперативное руководство работой автомобилей на линии осуществляет централизованная диспетчерская служба (ЦДС), создаваемая при транспортных трестах или управлениях. К ЦДС переходят функции диспетчерской службы автотранспортного предприятия и подчиненность линейных работников — диспетчеров и контролеров.
При наличии ЦДС основными задачами автотранспортного предприятия становятся качественная подготовка автомобилей, обеспечение заданного графика выпуска их на линию, повседневная воспитательная работа среди водителей, повышение их квалификации, развитие социалистического соревнования. Поддерживая постоянную связь с ЦДС, автотранспортное предприятие проводит выборочный контроль за работой водителей на линии, способствуя выполнению плана.
Создание ЦДС позволяет устранить встречные перевозки, свести к минимуму порожние и нулевые пробеги, сократить простой под погрузкой и разгрузкой, повысить уровень механизации работ, ввести машинную обработку товарнотранспортных документов и математические методы планирования перевозок. 184
Одним из важнейших условий оперативного руководства работой автомобилей на линии является наличие хорошо налаженной связи.
Средства диспетчерской связи с водителями. Связь диспетчерской с водителями, работающими на линии, и линейными диспетчерами осуществляется при помощи телефона, радио и радиотелефона.
При постоянных маршрутах широко применяется селекторная связь, т. е. двухпроводная телефонная связь. При этом используются учрежденческая — автоматическая телефонная станция (УАТС на 100 или 2Q0 номеров), селекторные диспетчерские станции (СДС) и диспетчерские заводские коммутаторы (ДКЗ).
Через коммутатор водители и линейные диспетчеры извещают диспетчерскую о времени выезда, приезда или прохождения контрольного пункта каждым автомобилем.
При работе на переменных маршрутах используются городские телефоны и радиосвязь.
Для организации радиотелефонной связи необходимо иметь центральную радиостанцию, радиостанции на.каждом автомобиле и линейном диспетчерском пункте. На автомобилях устанавливают ультракоротковолновые (УКВ) радиостанции, позволяющие осуществлять двустороннюю радиосвязь.
В Москве внедрена автоматизированная система диспетчерского управления легковым таксомоторным транспортом (АСДУТТ), включающая аппаратуру диспетчерского пункта (АДП), стоянки автомобилейтакси (УКП) и автомобилятакси. К одному комплекту АДП подключают до 16 УКП.
Система АСДУТТ обеспечивает передачу диспетчеру информации о распределении такси по стоянкам в пределах района диспетчерского пункта, получение диспетчером информации о номере такси, находящемся на стоянке, двустороннюю телефонную связь водителя с диспетчером.
Техническая помощь автомобилям на линии организуется в целях устранения неисправностей автомобиля, возникающих при выполнении перевозок^ и для его буксировки на автотранспортное предприятие в случае невозможности проведения необходимых ремонтных работ на линии.
В городах и населенных пунктах, где организована централизованная служба по оказанию технической помощи, все автотранспортные предприятия независимо от их ведомственной принадлежности пользуются ее услугами. Если централизованная служба технической помощи отсутствует, техническую помощь на линии автотранспортное предприятие организует своими силами. Для этого выделяются и оборудуются автомобили технической помощи. Работать на таких автомобилях должны опытные водители, совмещающие обязанности механика по оказанию технической помощи.
Прием автомобилей при возвращении с линии. Контроль и приемка автомобилей при возвращении с линии после смены производятся на контрольнопропускном пункте автотранспортного предприятия. При этом проверяют комплектность и внешнее состояние автомобиля, выявляют отказы или неисправности. Затем автомобиль подвергают уборке и мойкеи направляют в зону хранения или технического обслуживания.
Водитель сдает путевой лист, товарнотранспортные накладные, акты замера (взвешивания) диспетчеру, который определяет основные показатели работы за смену. После этого документы направляют в бухгалтерию для выписки счетов за перевозки и начисления заработной платы водителю.
«Путевые листы без приложения к ним товарнотранспортных накладных или актов замера (взвешивания) или при неправильном оформлении документов не могут предъявляться заказчику к оплате за работу автотранспорта, а также включаться в отчет о выполненных объемах перевозок.
Контроль за работой автомобилей на линии. Работу автомобилей на линии контролируют линейные контролеры. Они проверяют загрузку автомобиля, соблюдение маршрута движения, правильность оформления путевого листа и товарнотранспортных документов, исправность спидометров и их пломб.
По автомобилямтакси дополнительно проверяют: наличие такси на стоянках, состояние и оборудование стоянок, состояние таксометров, эффективность использования радиофицированных автомобилейтакси.
При постоянных грузопотоках организуют линейные диспетчерские пункты в местах приема или отправления груза. Если организация линейных пунктов не оправдана, отмечать время прибытия и отправления автомобиля можно при помощи табельных часов. Прибыв на грузопункт, водитель вкладывает в табельные часы контрольную карточку и отмечает на ней время прибытия.