Рано или поздно владелец любом иномарки, даже самой надежной, вынужден будет искать запасные части. У моего приятеля «Опель-Рекорд» 1982 года. Роено год он не знал проблем —теперь пришла пора менять амортизаторы, колодки и ветровое стекло: его просто разбили возле дома. Я решил ему помочь. Замялся самым сложным —поисками стекла.
Сначала разложил газеты с объявлениями, выписал телефоны и адреса организаций, напрямую торгующих стеклами, и тех, что занимаются ремонтом. Созваниваясь и встречаясь с представителями предприятий, узнал много интересного. У «стекольных» продавцов на одинаковый товар порой настолько разные цены, будто они ничего не знают друг о друге. К примеру, ветровое стекло для БМВ-316 1982 года в небольшом магазинчике у площади Коммуны в Москве стоит 335 тысяч рублей, а на станции техобслуживания БМВ —уже 350 долларов США или 612 тыс. руб. по курсу марта (1 доллар —1750 руб.). Если у вас БМВ-325 последнего поколения (Е-36), то булыжник, влетевший в салон через стекло, «высадит» около 500 долларов.
Вообще уровень цен на ветровые стекла в стране очень высок. Для подержанной машины, приобретенной пусть даже за 5000 долларов, стекло за 850 (по прейскуранту одной из торговых фирм) —это более чем ощутимо. Особенно если учесть, что стекла отечественных машин в 100—раз дешевле (для ВАЗ-2108 —40—тыс. руб.). Как говорится, почувствуйте разницу…
Продолжая обзванивать продавцов, узнали, что стекло для «Мерседес-Бенца-380» (семейства W126) обойдется в 970 немецких марок или 606 долларов, а для «190-го» (W201) —в 480 марок (300 долларов). На том же уровне цены стекол для шведских СААБ-9000 —около 800, «Волво-760» и -460—и 411 долларов соответственно. Автомобили «Опель», оказывается, содержать несколько дешевле, чем другие европейские машины,—стекло можно менять вдвое чаще, чем на «Мерседесе»: оно стоит «всего» 375 марок (например, для «Опель-Омеги»).
Стекла для американских машин довольно дороги. Кроме того, для моделей среднего и большого класса цена стекла зависит от того, тонировано оно полностью или только с полоской поверху —«противосолнечным козырьком» или с антенной (бывает и такое —антенна заделана в стекле).
К примеру, ветровое стекло с солнцезащитной полоской для джипа «Гранд-Чероки» —всего 360 долларов (цена новой машины 32—тысяч), а полностью тонированное к «Шевроле-Блейзер» —уже 850, хотя машины одного класса и назначения. Такая наценка (в зависимости
от исполнения) составляет от 15 до 50 % к базовой цене простого стекла.
Конечно, цена зависит и от того, кто поставил стекло на наш рынок. Чаще это отечественные купцы, но встречаются и зарубежные продавцы от предприятия-изготовителя. Последние поставляют запчасти прямо с завода. В первом случае фирмы обычно продают запчасти по заказу с большей «накруткой», а во втором (это официальные дилеры) —с меньшей.
Появились у нас и свои фирмы, которые изготовляют стекла типа «триплекс» требуемых форм и размеров. С работниками одной из них удалось поговорить. Об этом расскажу подробнее, поскольку предприятий сегодня немало, а вот качество изделий, как выяснилось, не всегда на высоте.
Приемщица по телефону настойчиво зазывала приехать именно к ним сегодня же —интонации переходили от вкрадчиво-мягких до почти требовательных. И вот почему. Мне безапелляционно
заявили: «У нас же самые низкие цены в Москве!» «Самой низкой» оказались какие-то 200 тысяч рублей. Тогда я поинтересовался, смогут ли они за те же деньги сделать стекло для УПВ «Шевро-ле-Лумина». Огромное, оно захватывает немалую часть боковины и представляет собой весьма сложную поверхность. Оказалось, это —«пустяк, главное —пригоняйте машину, мы тут по месту померим —как, чего…» Держитесь, американцы: в России всего за 290 тысяч рублей сделают триплекс не хуже вашего, вот только мерочку снимут.
Что может скрываться за таким предложением, показал другой случай. Ночью «меломаны» в поисках вожделенного магнитофона разбили ветровое стекло в иномарке, изготовленное как раз по заказу. Хозяин машины предусмотрительно унес магнитофон с собой, а вот стекло после удара не разлетелось и не повисло на клеящей основе триплекса —оно раскололось острыми сосульками, торчавшими внутрь салона; часть их осталась в уплотнителе, другие рассыпались по передним сиденьям. Легко представить, какие травмы получили бы пассажиры и водитель, если бы стекло разбилось на ходу от случайного камня или, хуже того, при столкновении. Так что приятель недолго жалел об утрате, тем более что к моменту набега вредителей стекло уже успело почему-то помутнеть и к тому же болталось в уплотнителе.
Вспоминая этот случай, теперь я сомневаюсь, что изделия подобных «фирм» безопасны, а технология в кустарных лабораториях соответствует стандартам. Может быть, со временем нужда в «самодельных» стеклах отпадет, но не сегодня: ведь 300 тысяч рублей —не 800 долларов. Не буду утверждать, но выскажу сомнение: может, лучше переплатить за нормальное доброкачественное изделие (читай —за безопасность), чем подвергать себя риску.
Возможно, цены на ветровые стекла несколько снизятся. Коммерсанты из ближнего и дальнего зарубежья, зная спрос, предлагают стекла для европейских и американских автомобилей и по ценам на 30—% ниже, чем у московских фирм и СТО. Но пока эти предложения —только на бумаге.
Заплатить 400 долларов за стекло к «Опелю», приобретенному приятелем за 1600 «зеленых», я не решился. Но стекло все же нашел —всего за 220 тысяч рублей, в двенадцатом по счету магазинчике, торгующем .запчастями со старых и разбитых машин. Стекло было немного потерто, но это терпимо…