С понятием «диагностика автомобиля» мы познакомились два десятка лет назад, когда стали входить в строй спецавтоцентры ВАЗа. В каждом был участок, где определяли техническое состояние автомобиля не на глазок, как прежде, а при помощи стендов. Сюда охотно заезжали клиенты перед техобслуживанием и ремонтом, благо операция недлительная, да и стоила недорого. Но время шло, оборудование изнашивалось.
Чтобы заменить его и оснащать свои новые станции, АО «АвтоВАЗтехобслуживание» заказало прибор для измерения параметров двигателя —мотор-тестер специализированному бюро «Камертон» в Минске. Выбор оказался удачным: разработанные и изготовляемые этим предприятием приборы Ml и М1-2 считаются ныне одними из лучших среди выпускаемых в СНГ.
В последние годы, когда стали интенсивно возникать новые негосударственные станции и мастерские по ремонту автомобилей, вырос спрос на малогабаритное и сравнительно дешевое оборудование. Этим требованиям полностью отвечает мотор-тестер модели Ml-2. Серийный экземпляр был испытан в редакции.
Что он собой представляет и на что
способен? Это небольшой (380Х280Х Х210 мм) ящик массой около 10 кг, начиненный электроникой. Для работы его можно просто положить На крыло машины. При помощи датчиков и стробоскопа он измеряет более 30 параметров двигателя и электрооборудования, причем большинство —в динамике, то есть при различных режимах работы мотора. Использованы оригинальные методы косвенного определения мощностных параметров, что позволяет получить данные, недоступные даже стационарным мотор-тестерам. Например, относительную компрессию по цилиндрам.
В постоянную память прибора заложены важнейшие характеристики (число цилиндров и порядок их работы, момент инерции движущихся частей и допустимые значения измеряемых параметров) для 15 моторов наиболее распространенных отечественных и зарубежных моделей автомобилей. Для диагностирования других данные их вводят в оперативную память, пользуясь мембранной клавиатурой прибора. В начале испытаний достаточно набрать номер модели, чтобы прибор сам сравнивал полученные результаты измерений с допустимыми.
Подробная инструкция, прилагаемая к мотор-тестеру, позволяет быстро освоить его. Пользоваться им гораздо проще, чем порой представляется, когда говорят об электронной диагностике. Интересная особенность прибора —автоматический диалоговый режим работы с оператором-диагностом. На экране высвечиваются необходимые для его работы инструкции, подсказки по подключению датчиков и т. д. Результаты измерений хранятся в памяти приборов до конца испытаний, что позволяет просмотреть их на экране и при необходимости зафиксировать.
Первые же испытания показали, что работать с мотор-тестером легко и даже приятно, ну а главное —была получена обширная информация об автомобилях, на которых мы ездим. Правда, в большинстве случаев она не радовала владельцев, поскольку вскрывала «болезни», о которых те не подозревали. Так, из восьми проверенных автомобилей ВАЗ только у
одной «девятки», купленной в 1993 году, параметры соответствовали норме. У остальных хватало неочевидных дефектов, даже у ВАЗ-2107, вышедшего из заводских ворот в 1992 году.
Чем же «болеют» не такие уж старые (большинство выпуска 1990—гг.) автомобили? На первом месте —чрезмерное отклонение угла замкнутого состояния контактов прерывателя для разных цилиндров, что говорит о неисправности механических элементов распределителя. Этим страдают семь автомобилей.
Вторым по распространенности (у пяти машин) дефектом оказалось недостаточное время «горения» искры в цилиндрах двигателей.
У четырех автомобилей не соответствовали норме значения угла замкнутого состояния контактов прерывателя, причем все эти машины прошли после очередного технического обслуживания более 10 тысяч километров.
Нарушение баланса мощности по цилиндрам двигателя обнаружилось у трех автомобилей, прошедших, кстати, более 85 тысяч километров. Их владельцам придется заняться проверкой и регулировкой клапанов или свечами зажигания. А вот недостаточная компрессия оказалась только у одного автомобиля —«четверки» 1986 года выпуска с пробегом более 110 тысяч километров.
В общем, мотор-тестер Ml-2 оставил хорошее впечатление —прямо не хочется возвращать его хозяевам.
В нынешнем году СКВ начинает выпуск мотор-тестеров новой модели М2, предназначенных для работы как с карбюраторными, так и дизельными двигателями. В этом приборе предусмотрено программное сопряжение с персональным компьютером, а также с печатающим устройством для сохранения оперативной информации по каждому из диагностируемых автомобилей, документирования и выдачи протокола испытаний.