Ремонт камер холодным способом без вулканизации допускается в крайних случаях (если невозможно выполнить ремонт с вулканизацией), т. е. только как временная мера в путевых условиях.
Заплаты, наложенные холодным способом, ненадежны, так как при качении и нагреве шины легко отстают. Поэтому они должны быть как можно быстрее заменены привулканизованными заплатами.
Для приклейки заплат холодным способом применяют невулканизующпйся резиновый клей различной концентрации ‘, состоящий из чистого натурального каучука (без примесей), растворенного в бензинерастворителе (ГОСТ 443—56). При нагреве работающей шины этот клей имеет свойства размягчаться и терять клейкость, что и вызывает отставание заплат.
Холодным способом ремонтируют небольшие повреждения камер. Ремонтируемую камеру тщательно очищают от грязи и пыли и осматривают. Обнаруженные пятна масла или других нефтепродуктов смывают чистым тампоном, смоченным в бензине, и затем водой, после чего камеру просушивают.
Острые углы и рваные кромки пореза или разрыва камеры вырезают, придавая им овальную или круглую форму, чем предотвращается дальнейший разрыв камеры. В соответствии с размером поврежденного участка из куска годной резины утильной камеры вырезают заплату круглой или овальной формы, перекрывающую место повреждения примерно на 20—25 мм со всех сторон. Края заплаты с наружной ее стороны скашивают отлого на нет.
Вокруг места повреждения участок камеры, размер которого по величине на 2—3 мм на сторону больше размеров заплаты, и поверхность заплаты подвергают шероховке проволочной щеткой или рашпилем.
Зашероховаиные поверхности камеры и заплаты тщательно очищают от шероховальной пыли и промазывают жидким резиновым клеем концентрации 1:8, нанося его жесткой волосяной кистью. После просушки клея в течение 20—30 мин при температуре воздуха 15—18° С делают вторую промазку густым резиновым клеем концентрации 1 : 5, наносимым на склеиваемые поверхности мягкой кистью, с последующей аналогичной просушкой. В пасмурную или холодную погоду время просушки клея нужно увеличить в 1,5— 2 раза.
Резиновый клей наносят на склеиваемые поверхности сплошным тонким и ровным слоем. Просушка клея необходима для полного испарения бензина, так как оставшийся между склеенными поверхностями бензин нарушает прочность склеивания. Попадание пыли, грязи и влаги на склеиваемые поверхности снижает прочность в месте склеивания. Нельзя просушивать склеиваемые поверхности на солнце, сквозняке и прикасаться к ним руками.
После просушки склеиваемых поверхностей на подготовленный участок камеры накладывают заплату одним краем и постепенно плотно прикатывают ее роликом или прижимают к камере вплоть до противоположного края. Такое наложение заплаты необходимо для предотвращения образования складок и попадания воздуха между, склеиваемыми поверхностями.
После приклейки заплаты в камеру накачивают воздух и проверяют качество ремонта.
Ремонт камер с применением вулканизации
Небольшие повреждения камер в путевых условиях ремонтируют «холодной» или горячей вулканизацией. При «холодной» вулканизации (при температуре окружающей среды) применяют самовулканизующиеся материалы.
При отсутствии этих материалов ремонт камер выполняют при помощи вулканизационных брикетов и прижимного приспособления — струбцины или с применением путевого’ электровулканизатора.
Эффективен ремонт повреждений камеры самовулканизующимися материалами. На него требуется 3—5 мин. К самовулканизующимся материалам относятся: клей (содержащий ультраускоритель и эпоксидную смолу) и полосы листовой резины с подпрессованным к ним адгезивным слоем толщиной 0,3—0,5 мм (содержащим эпоксидную смолу и серу). При взаимодействии химических веществ, находящихся в клее, нанесенном на ремонтируемый участок, и в адгезивном слое происходит при окружающей температуре быстрая реакция вулканизации сырой резины и пластырь, вырезанный из полосы резины и наложенный на ремонтируемый участок, надежно с ним соединяется.
При ремонте самовулканизующимися материалами ремонтируемую камеру очищают от пыли, масляных и других пятен. Срезают ножницами рваные кромки, округляют острые углы на участке пореза или разрыва камеры, придавая ему овальную или круглую форму. Из полосы резины вырезают соответствующей формы пластырь такого размера, чтобы он перекрывал вырезанный участок камеры на 15—20 мм по всему его периметру.
Поверхность вокруг вырезанного участка камеры размером на 1—2 мм на сторону больше размера пластыря зашероховывают проволочной щеткой или рашпилем. Наносят на зашерохованную поверхность равномерно слой клея и сразу же счищают его ножом с остатками шероховальной пыли. Затем зашерохованную поверхность дважды ровно промазывают клеем и тщательно просушивают после каждой промазки. С вырезанного пластыря со стороны адгезивного слоя снимают полиэтиленовую защитную пленку и пластырь этой стороной накладывают точно на подготовленный ремонтируемый участок. При наложении пластырь прикатывают роликом от центра к краям так, чтобы избежать складок и удалить воздух между соединяемыми поверхностями. Этой операцией заканчивается ремонт повреждения.
Вулканизационный брикет представляет собой металлическую чашечку круглой формы диаметром 55 мм, заполненную спрессованной горючей массой. К наружной стороне плоского дна чашечки приложена заплата из листовой невулканизованной брикетной резины толщиной 1,7 ± 0,4 мм, диаметром 45 мм, покрытая целлофаном.
Горючую массу вулканизационных брикетов необходимо оберегать от сырости, а заплаты из резины от пыли, загрязнения и воздействия солнечных лучей. Поэтому брикеты нужно хранить в упаковке с соблюдением правил хранения горючих веществ и резиновых изделий.
Ремонт камер вулканизационными брикетами не требует применения резинового клея. Заплата из невулканизованной брикетной резины, выпускаемой по ГОСТ 2631—60, привулканизовывается к стенке камеры и при нагревании работающей шины не отклеивается.
Ремонтируемую камеру кладут зашерохованной поверхностью вверх на площадку струбцины под прижимный винт (смотреть статью под номером 143) так, чтобы ось винта совпадала с центром зашерохованной поверхности. На зашерохованную поверхность камеры накладывают вулканизационный брикет так, чтобы заплата из сырой резины, освобожденная от покрывающего ее целлофана, перекрывала место повреждения примерно па 15 мм во все стороны, а прижимный винт струбцины совпадал с центром брикета. Затем прижимный винт туго завертывают, при этом лапки крестовины должны плотно прижимать металлическую чашечку брикета и резиновую заплату к поврежденному месту камеры. Уложенная под брикетом камера не должна иметь складок.
Горячую массу слегка разрыхляют на небольшом участке в центре брикета и поджигают. Медленное горение массы создает необходимую температуру для вулканизации заплаты.
После Сгорания массы брикета дается не менее 10—15 мин на остывание чашечки и завершение процесса вулканизации. Затем отвертывают прижимный винт и удаляют чашечку брикета, после чего в течение 5—10 мин происходит остывание отремонтированного участка камеры.
Путевой электровулканизатор, выпускаемый Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог Эстонской ССР, приведен на смотреть статью под номером 144.
Электровулканизатор служит для привулканизации к камере заплаты из невулканизованной брикетной или камерной резиновой смеси, накладываемой в таком же порядке, как указано выше при применении брикетов.
Мощность путевого электровулканизатора — около 70 вт. Нагрев плитки осуществляется от аккумуляторной батареи автомобиля напряжением 6 или 12 в. Общее время вулканизации на электровулканизаторе (при температуре плитки 143° С) для заплаты из брикетной резины составляет 10 мин и из камерной резины — 15 мин йри температуре окружающего воздуха не ниже 15° С.
Если разрыв камеры больше размеров заплаты из брикетной резины или больше размеров плитки путевого электровулканизатора, то такой разрыв ремонтируют в пути наложением двух заплат. В этом случае следующая накладываемая заплата должна перекрывать предыдущую примерно на 7з диаметра; вулканизуют заплаты последовательно в порядке наложения.
При аккуратном выполнении указанных операций заплаты, наложенные на камеры с применением вулканизации, служат длительное время.