Экономические передряги коснулись всех сторон нашей автомобильной жизни, включая и страхование. Инфляция делает невозможным полноценное возмещение ущерба в случае аварии или кражи автомобиля. На полученные гроши невозможно ни отремонтировать, ни купить, поэтому большинство автолюбителей отказались от страхования своих машин. Это с одной стороны. А с другой —многие страховые фирмы вообще перестали обслуживать автовладельцев: им это просто невыгодно. И все же вопрос «страховать или нет?» не потерял своей актуальности. Мы решили побывать в страховых компаниях, еще работающих с автомобилистами. Из нескольких выбрали две —государственную «Росгосстрах-Стинвест» и акционерную «АстроВАЗ», где постарались выяснить условия страхования автомобилей.
В «Росгосстрахе-Стинвест» принимают на страхование легковые, грузовые автомобили, автобусы и другую моторизованную технику, принадлежащую как гражданам РФ, так и иностранцам, а также тем, кто гражданства не имеет. Кроме машины, можно застраховать водителя и пассажиров (по числу посадочных мест), а также дополнительное оборудование и принадлежности.
Сам автомобиль страхуется от следующих, употребляя профессиональное выражение, видов риска:
а) хищение, угон или попытка совершения подобных действий, куда входит и хищение его частей и принадлежностей;
б) повреждение машины или ее частей, деталей, принадлежностей в результате ДТП, самовозгорания во время движения;
в) стихийные бедствия, к коим причисляются пожары, взрывы, удары молнии, ливни и т. д.;
г) умышленные или неосторожные действия третьих лиц.
В общем, ничего нового и оригинального. Для оплаты страхового взноса существуют тарифы, установленные в процентах от страховой суммы: по риску «а» —4 %; по «б» —3,5 %; по «в» —0,5 %; по «г» —1 %; по всему пакету рисков —6 %.
Формально «Стинвест» страхует и иномарки, причем только по всему пакету рисков с тарифом в 9 %. На самом же деле в страховании этих дорогих у нас машин (как, впрочем, и престижных отечественных «девяток» и «восьмерок») обычно отказывают, считая вероятность их угона слишком большой.
Страховая сумма зависит от стоимости автомобиля на момент заключения договора с «Росгосстрахом» и определяется экспертом компании. Но так как в условиях инфляции цены на автомобили постоянно растут, то их ежемесячно пересматривают, и, если клиенты хотят, чтобы сумма выплаты в случае наступления страхового события более или менее соответствовала реальной потере, им придется вносить соответствующие коррективы в договор —«достраховывать» свою машину, доплачивая разницу. Это и накладно, и достаточно хлопотно. О сроках же выплаты возмещения здесь деликатно умалчивают…
А что же нам может предложить негосударственная сфера? Выбранная нами компания «АстроВАЗ» предлагает страхование автомобилей отечественного и зарубежного производства (но опять же кроме престижных авто) по следующим видам риска: похищение или полное уничтожение; повреждение или похищение деталей; утрата товарной стоимости; причинение вашим автомобилем любого материального ущерба; простой транспортного средства в связи с аварией и неполучение в связи с этим дохода; несчастный случай в результате аварии.
При заключении договора представитель компании осмотрит автомобиль и согласует с клиентом условия. Стоимость машины оценивают на момент заключения договора, затем возможна ее регулярная переоценка. Тарифные ставки зависят как от срока эксплуатации, так и от марки автомобиля. Все машины разбиты на категории. К «малоугоняемым» отнесены «Москвич», ИЖ. ВАЗ-2101, -2102, -2103, ЗАЗ, ЛуАЗ, «Ока», РАФ, УАЗ, «Таврия». Тарифные ставки для них уменьшены до 1,5 % стоимости, тогда как для других машин они составляют от 2 до 10 %. Обычный срок договора —год.
При наступлении, как принято говорить, страхового события деньги должны быть выплачены в течение 72 часов с момента обращения, при этом, как подчеркнули представители компании, в девяти случаях из десяти справок из ГАИ не требуется.
Будете вы страховать машину или нет, решать вам. Если надумаете, то советуем обойти несколько занимающихся этим делом фирм, навести о них справки, собрать сведения и лишь затем принимать решение.