Из Одессы Япония кажется не такой уж далекой: в конце концов, их разделяет только вода. И никого здесь не удивляет «Японский клуб», который где-нибудь в Черкассах или Твери был бы словно кальмар в колхозном пруду. В пятнадцати секциях клуба осваивают японский, икебану, игру «го», различные единоборства. Шестнадцатая —«Японский автоклуб» —возникла около двух лет назад, чтобы облегчить владельцам «тойот», «ниссанов» и т. д. поиски запчастей и ремонт.
Никто не мог предвидеть, что эта мирная цель вскоре отступит на второй план. Принимая Закон о дорожном движении, парламент Украины лишил «прав гражданства» транспортные средства с правым расположением руля. И в Одесской области, где более 20 тысяч таких автомобилей, поднялась буря страстей. Само собой, «Японский автоклуб» оказался в ее эпицентре.
Вводя Закон в действие, Верховна Рада великодушно сделала исключение для машин, зарегистрированных до 1 января 1993 года. Их владельцы облегченно вздохнули. «А мы чем хуже?» —взволновались те, кто прошел регистрацию после 1 января, но до того дня, когда Закон был опубликован и вступил в силу (16 июля). Состояние их легко понять: госномера и техпаспорт есть, а ездить-то нельзя!
Неудачникам, отлученным от дорожного движения, оставили нить надежды: перенесите руль справа налево —и катайтесь на здоровье. Но в статье 32 того же Закона сказано: «Не разрешается без согласования с производителями транспортных средств и их составных частей переоборудование, которое приводит к изменению… системы рулевого управления». Очень правильный, между прочим, запрет. Вот только не надо бы людям голову морочить, делая вид, что перенос руля —не проблема.
Председатель «Японского автоклуба» Анатолий Гольша рассказал мне: в Одессе уже появились «умельцы» —а по сути, технические авантюристы, осуществляющие такой перенос на свой страх и риск, без всякой технической экспертизы. Внешне получается приемлемо, но вероятность аварии неизмеримо повышается. Кроме того, из-за вмешательства в конструкцию переднего щита, отделяющего моторный отсек от салона, страдает пассивная безопасность.
—Как смотрит на этих кулибиных ваша ГАИ? —спросил я Гольшу.
—Пока не замечает…
27 августа «Японский автоклуб» провел в одном из городских парков митинг протеста, требуя отменить «дискриминационный закон о запрете правых рулей». Революцию митинга поддержали не только частники, но и таксисты, работающие на японских автомобилях. Последние пригрозили: если останутся без работы, заблокируют дорогу от Одессы на «мать городов русских».
Спустя месяц состоялся марш протеста по улицам Одессы. В итоге по распоряжению представителя президента Украины в Одесской области в октябре регистрация возобновилась. Через пару недель, когда активисты —участники митинга и марша протеста —обрели госномера, ее вновь прекратили, ссылаясь на «звонок из Киева». Видимо, это еще не финал.
Впрочем, довольно о «рулевых войнах». Клуб, напомню, был создан не для них, а для цивилизованного сервиса. Не скажу, что он полностью избавил своих членов от ремонтных стрессов, но позволил, как выражаются в Одессе, немножко почувствовать себя людьми. ‘ У клуба есть техническая база —три теплых ремонтных бокса, восемь механиков. Последние уже несколько лет специализируются по японским автомобилям и благодаря личным связям могут отыскать в Одессе многие запчасти. Действует и другой канал: я тебе —ты мне. В клубе на каждого из членов заведена карточка, где среди прочих есть две графы: «Что я хотел бы купить» и «Что я хотел бы продать». Очень, говорят, помогает. Если не сработали оба канала, клуб обеспечивает поставку из Японии или Сингапура.
—Сингапур представляет для нас особый интерес,—сказал Анатолий Гольша.—Во-первых, все запчасти и материалы для обслуживания там дешевле, чем в Японии, минимум на 40 %. А во-вторых, там найдешь то, что нужно, для моделей, снятых с производства более пяти лет назад. В Японии это, считайте, невозможно.
Если поломка произошла в пути, член клуба может рассчитывать на помощь тех же механиков. Приедут по звонку, мелкую неисправность устранят на месте, а если что-то серьезное —отбуксируют машину для ремонта.
Выбивает клуб для своих членов по мере возможности бензин, места на охраняемых стоянках, площадки под гаражи. Сейчас пытается создать юридическую службу, которая должна оказывать компетентную помощь в случаях ДТП или конфликтов с ГАИ.
Но вообще-то члены клуба (их сегодня 314) попадают в ДТП реже, чем средний автолюбитель. Сказывается хорошее техническое состояние машин, а главное —стремление опровергнуть статистику, с помощью которой противники «правого» руля доказывают его опасность.