Уход за шинами на линии осуществляет в основном водитель, который следит за сохранностью и исправностью прикрепленных к его автомобилю шин и выполняет правила ухода за ними в процессе эксплуатации. Водитель должен иметь на автомобиле домкрат, монтажнодемонтажные рычаги и лопатки, ручной манометр, ручной воздушный насос со шлангом для накачивания шин при отсутствии исправного компрессора на автомобиле, запасное колесо, запасные камеры, аптечку для ремонта камер и покрышек в пути, запасные золотники и колпачки вентиля.
В крупных автотранспортных предприятиях при повреждении шин на линии, как правило, колеса заменяют без перемонтажа шин, допускаемого лишь в виде исключения при отсутствии связи с автотранспортным предприятием. При отсутствии запасного колеса водитель вызывает по телефону из гаража или с конечной станции автомобиль технической помощи, который привозит запасное колесо.
Вынужденный монтаж и демонтаж шины на линии необходимо по возможности выполнять на чистом дощатом или брезентовом подстиле с соблюдением установленных правил монтажа и демонтажа. Особое внимание при этом следует обращать на чистоту монтируемых покрышки, камеры, ободной ленты, обода и накачку шин воздухом до установленной нормы давления. Проколы покрышек заделывают резиновыми грибками или пробками, проколы или разрывы камер целесообразно ремонтировать вулканизацией.
Покрышка (шина), хранившаяся при температуре окружающего воздуха ниже минус 10° С, должна быть перед монтажом отогрета при температуре около плюс 15°.
Поврежденные на линии шины по возвращении автомобиля в гараж сдают в шиномонтажное отделение.
Запасные камеры, опудренные тальком, хранят на автомобиле в отдельном ящике или в чехле. Камеры, вынутые на линии из покрышек и требующие ремонта, насухо протирают и сохраняют в свернутом виде в обертке до сдачи их в ремонт.
Водитель не должен допускать перегрузку шин и обязан следить за равномерным распределением груза в кузове автомобиля или прицепа. Нельзя допускать движения автомобиля на спущенных шинах, а также с давлением воздуха, отклоняющимся от нормы более чем на ±0,2 кГ/см2 у грузовых автомобилей, прицепов и автобусов и на ±0,1 кГ/см2 у легковых автомобилей. При сдвоенных задних шинах нельзя перевозить груз или пассажиров в случае, если в одной из шин спущен воздух.
Водитель в пути не должен допускать передвижения и остановок автомобиля на местах, загрязненных нефтепродуктами. При перевозке нефтепродуктов необходимо принимать меры против загрязнения ими шин. При работе на строительстве асфальтовых или гудронированных дорог нужно следить за тем, чтобы автомобиль не останавливался на горячем асфальте или разлитом гудроне.
Цепи противоскольжения нужно прочно укреплять на шинах ведущих колес, но так, чтобы они не врезались в резину. Нецелесообразно применять цепи на дорогах с твердым дорожным покрытием для передних колес, а также для шин с рисунком протектора повышенной проходимости.
При движении автомобиля водителю необходимо: трогать с места и разгонять автомобиль плавно, без пробуксовывания колес; резко не тормозить, не допускать при торможении движения колес юзом; подбирать скорость движения по состоянию дороги; на поворотах дорог, переездах железнодорожных и трамвайных путей, на разбитых участках дорог и в условиях бездорожья снижать скорость движения; объезжать отдельные препятствия на дороге и при бездорожье (выбоины, камни, пни); не подъезжать вплотную шинами к краям тротуара, платформы; при высокой температуре воздуха усилить наблюдение за шинами, и не перегревать их; не снижать давления воздуха в нагретых шинах; при уводе автомобиля в сторону проверять, не упало ли давление воздуха в шине; избегать буксования колес на трудных участках пути; проявлять особую осторожность при работе на шинах типов Р и PC, имеющих меньшую боковую жесткость.
После проезда трудных участков пути у шин типа PC следует проверять, все ли съемные кольца сохранились на каждом колесе автомобиля. Следует учитывать, что менее жесткие боковые стенки шин типов Р и PC увеличивают радиальную деформацию шин и могут легче разрушаться на переездах, при подъезде к тротуару, на разбитых участках дорог и в условиях бездорожья.
При движении на дорогах с усовершенствованными покрытиями, особенно на скользких дорогах при эксплуатации шин с рисунком протектора повышенной проходимости (с грунтозацепами), необходима повышенная осторожность во избежание заноса и аварии автомобиля.
При температуре воздуха ниже минус 45° С (в условиях, например, Крайнего Севера) необходимо: не допускать выезд из гаража и других помещений на мороз с влажными шинами; в связи с этим правилом не следует ставить без особой надобности автомобиль с мороза в теплое помещение на срок менее 4 ч; при стоянке на открытом воздухе после каждого прогрева двигателя перемещать автомобиль примерно на 30 см во избежание деформации шины на участке контакта с площадью опоры; после длительной стоянки трогаться с места особо осторожно и в течение 15—20 мин двигаться со скоростью не более 10 км/ч с последующим постепенным увеличением скорости.
При переезде из районов с умеренными температурами минус 20—25° С в районы Крайнего Севера с температурами минус 45° С и ниже или наоборот после длительных остановок . (более 3 ч) необходимо проверять давление воздуха в шинах ,и доводить его до установленной нормы.
Во время остановок в пути водитель должен осмотреть шины, выявить наличие повреждений, удалить посторонние предметы, врезавшиеся в протектор, застрявшие в канавках и между задними сдвоенными шинами, проверить затяжку гаек колес и проконтролировать манометром давление воздуха в шинах.
При обнаружении серьезных повреждений шин (порезов, прорывов, вздутий и отслоений) водитель должен заменить их. Если гайки колес затянуты слабо, нужно осмотреть исправность резьбы шпилек или гаек и туго затянуть гайки. Езда на колесах с ослабленными гайками неизбежно приводит к срезанию шпилек дисками колес и к соскакиванию дисков, что может явиться причиной аварии.