Компрессия в цилиндрах двигателя показывает состояние износа колец, поршней, цилиндров, плотность прилегания клапанов, состояние прокладки головки. Малейшая неплотность приводит к ухудшению условий сгорания топлива, что повышает его расход, ведет к понижению мощности. При достижении предельного зазора в сопряжениях поршень — цилиндр, вкладыши — шатунные и коренные шейки, палец — верхняя втулка шатуна и т. д. двигатель работает неустойчиво. К тому же затрудняется его запуск и возникают различные стуки и шумы. Контроль компрессии сводится к измерению давления в каждом цилиндре при помощи компрессометра и производится при ТО2.
Перед проверкой двигатель положено прогреть. Затем проверяют правильность установки зазоров между коромыслами и стержнями клапанов, выворачивают свечи и форсунки. Наконечник компрессометра вставляют в отверстие свечи и плотно его прижимают.
Пользуясь таблицей 4, вы сможете ориентироваться в степени нормального и допустимого давления в цилиндре двигателей некоторых марок.
Для проверки давления в цилиндрах карбюраторных двигателей коленчатый вал прокручивают 10—12 раз стартером. Давление в цилиндре отсчитывается по шкале манометра. Проверку ведут на каждом цилиндре подряд дватри раза.
В цилиндрах дизельного двигателя компрессию проверяют компрессометром со шкалой до 60 кГ/см2, который устанавливается на место форсунки, запускают двигатель и на холостом ходу производят замер при 500 об/мин коленчатого вала. Разница в показаниях компрессометра у отдельных цилиндров в карбюраторных двигателях должна быть не больше 0,7—1 кГ/см2, в дизельных двигателях — 1,7—2 кГ/см2. Дальнейшее превышение вызывает неравномерность работы двигателя, вибрацию.
Как узнать причину недостаточности величины компрессии? Для этого в цилиндры заливают 20—25 см3 масла. Если при испытании давление повысилось, значит изношена цилиндропоршневая группа. Если же оно не изменилось, то в этом случае клапаны неплотно прилегают к гнездам.
Проверка цилиндропоршневой группы сжатым воздухом
Состояние цилиндропоршневой группы, а также техническое состояние клапанов и прокладок головки цилиндров можно определить при помощи сжатого воздуха. Для этого на место свечи вставляется наконечник от компрессора и нагнетается воздух под давлением до 6 атм. Место утечки воздуха выявляют на слух. Если изношены или сломаны кольца, поршень, цилиндр, то воздух выходит через сапун. Если неплотно прилегает впускной клапан, воздух найдет выход через карбюратор. При неплотном прилегании выпускного клапана воздух будет выходить через глушитель. Допустим, он начнет выходить через горловину радиатора или из соседнего цилиндра. Тогда определенно неисправна прокладка головки цилиндров, недостаточно подтянута сама головка или допущен перекос.
Более точно утечка воздуха определяется при помощи прибора НИИАТ К69, выпускаемого Новгородским заводом (смотреть статью под номером 2). Воздух под давлением 3—6 атм подают внутрь цилиндра через отверстие для свечи зажигания или для форсунки. Проверку обычно начинают с первого цилиндра. При этом поршень устанавливают в положение нижней мертвой точки такта сжатия. Затем включается прямая передача в коробке перемены передач, автомобиль затормаживают ручным тормозом. Делается это для того, чтобы под давлением сжатого воздуха поршень не перемещался.
Для установки поршня карбюраторного двигателя в определенное положение применяют специальное градуированное кольцо и стрелку. Кольцо устанавливают вместо крышки распределителя зажигания, а стрелку — вместо ротора. Каждый цилиндр проверяют в два приема. Первый прием — поршень ставят в нижнее положение такта сжатия. Подается воздух через штуцер 1, коллектор 2, вентиль 3, редуктор 4, калиброванное отверстие 5, обратный клапан 6, Он идет к наконечнику 7 и через резиновый конус 8 — в цилиндр двигателя. Перед измерением редуктор 4 регулируют на давление 2 к Г/см2. При помощи иглы 9 тарируют показания манометра 10 независимо от диаметра цилиндра, который проградуирован в процентах расхода воздуха.
Если утечки воздуха нет, то давление в камере // будет равно давлению воздуха за редуктором. При недостаточной герметичности манометр 10 покажет утечку воздуха. Вторую проверку проводят при постановке поршня вблизи верхней мертвой точки при такте сжатия. В цилиндр подают воздух. Разность замеров утечки воздуха в верхнем и нижнем положениях поршня показывает степень износа. В том случае, если она превышает 20% для двигателей с диаметром цилиндров до 100 мм, состояние цилиндропоршневой группы неудовлетворительно и необходим ремонт.