Наибольшее распространение на легковых и грузовых автомобилях получило однодисковое фрикционное сцепление (смотреть статью на сайте под номером 85). Сцепление состоит из механизма и привода выключения. Механизм сцепления монтируется на маховике двигателя, а привод выключения— на невращающихся деталях, жестко связанных с кузовом или рамой автомобиля.
Основными деталями механизма сцепления являются: ведомый диск 2, установленный на шлицы ведущего вала 8 коробки передач, нажимный диск 3 с пружинами 4, размещенными в кожухе 12, который жестко прикреплен к маховику. На кожухе 12 сцепления установлены на шаровых опорах рычаги 7, связанные шарнирно с нажимным диском 3. Привод выключения сцепления состоит из муфты 10 с выжимным подшипником и возвратной пружиной 9, вилки 5, тяги 6 и педали 7.
При отпущенной педали сцепления ведойый диск 2 зажат пружинами 4 между маховиком и нажимным диском. Такое состояние сцепления считается включенным, так как при работе двигателя крутящий момент от маховика и нажимного диска передается за счет сил трения на ведомый диск и дальше на ведущий вал 8 коробки передач.
Если нажать на педаль 7 сцепления, происходит перемещение тяги б и поворот вилки 5 относительно места ее крепления.
Свободный конец вилки давит на муфту 10, в результате чего она перемещается по направлению к маховику и нажимает на рычаги И, которые отодвигают нажимный диск 3. При этом ведомый диск 2 освобождается от усилия, прижимающего его к маховику, и сцепление выключается.
Для включения сцепления необходимо плавно отпустить педаль. В процессе отпускания педали усилие ведомого диска будет нарастать постепенно, вследствие чего будет происходить проскальзывание диска относительно маховика и плавное их соединение до момента полного включения сцепления.
Рассмотренный привод выключения сцепления называется механическим, так как состоит из жестких тяг и рычагов. На многих автомобилях в настоящее время применяют гидравлический привод выключения сцепления. В гидравлическом приводе усилие от управляющей педали к механизму сцепления передается жидкостью, заключенной в гидроцилиндрах привода и соединяющих трубопроводах.
Механизм сцепления автомобиля ГЛЗ24 «Волга» (смотреть статью на сайте под номером 86) состоит из одного ведомого диска 4, установленного на шлицевом конце ведущего вала 8 коробки передач, и стального штампованного кожуха 11, прикрепленного к маховику 2 болтами. Внутри к кожуху на опорных вилках закреплены рычаги 10 выключения сцепления, шарнирно соединенные с нажимным диском 5. Опорные вилки также шарнирно крепятся к кожуху 11, что обеспечивает отвод нажимного диска при выключении без перекосов.
Между кожухом и нажимным диском по окружности размещены нажимные пружины 6, зажимающие ведомый диск между маховиком и нажимным диском. Для центровки пружин на нажимном диске выполнены бобышки, а на кожухе сцепления — отбортовки. На бобышках установлены теплоизолирующие прокладки, предохраняющие пружины от перегрева.
Ведомый диск сцепления (смотреть статью на сайте под номером 87) выполнен раздельно со сту* пицей 6, момент на которую передается через цилиндрические демпферные пружины 5. Сами пружины расположены в окнах ступицы 6 и дисков 2 и 8, скрепленных через вырезы в ступице пальцами 7. К диску 2 приклепаны волнистые пружинные пласти* ны 4, к которым, в свою очередь, приклепаны две фрикционные накладки 3 независимо одна от другой. Такое крепление накладок обеспечивает небольшое расхождение их под действием сил ynpyj гости волнистых пластин при выключенном сцеплении. Как только сцепление начинает включаться, возникает усилие на ведомый диск и волнистые пружины постепенно распрямляются, обеспечивая более плавное включение сцепления.
Ведомый диск имеет гаситель крутильных колебаний, возникающих на коленчатом валу двигателя при его работе. Гаситель выполнен в виде пружины , прижимающей диск 2 к ступице 6 с некоторым усилием.
Крутильные колебания с маховика двигателя при включенном сцеплении передаются ведомому диску и заставляют его поворачиваться на некоторый угол относительно ступицы 6, сжимая пружины 5. При этом возникает трение диска 2 о фланец ступицы, к которой он прижимается через фрикционную и регулировочные шайбы центральной пружиной гасителя, и энергия крутильных колебаний гасится, превращаясь в тепло.
В целом гаситель крутильных колебаний способствует мягкости включения сцепления и повышает долговечность шестерен коробки передач и карданных шарниров.
Привод выключения сцепления автомобиля ГАЗ24 «Волга» (смотреть статью на сайте под номером 86) гидравлический и состоит из педали 16, главного 15 и рабочего 14 цилиндров и толкателя 12, действующего на вилку 9 выключения сцепления. Главный и рабочий цилиндры привода соединены трубопроводом.
Педаль сцепления подвешена на оси к кронштейну кузова и вращается на пластмассовой втулке. К педали болтом шарнирно присоединен толкатель главного цилиндра. Полный ход педали сцепления составляет 145—160|мм. Для возвращения педали в исходное положение после выключения сцепления служит пружина, закрепленная одним концом за скобу на педали, а другим за ось в кронштейне.
Особенностью привода выключения сцепления является беззазорное сочленение муфты 7 и рычагов 10 выключения при рабочем положении сцепления (во включенном состоянии). Это достигается конструкцией рабочего цилиндра 14, состоящего из корпуса с расположенным внутри поршнем и неразрезным толкателем 12, исключающим регулировки при эксплуатации.
Главный цилиндр выключения сцепления (смотреть статью на сайте под номером 88) представляет собой чугунную отливку с фланцем для крепления к кузову. Сверху на корпус установлен пластмассовый бачок 8, закрытый крышкой. Бачок прикреплен к корпусу 1 резьбовым штуцером, через который жидкость поступает в цилиндр. Внутри цилиндра находится поршень 2 с уплотнительным кольцом и манжетой 3. Пружина 4 опирается на обратный клапан 6 и отжимает поршень в крайнее правое положение. Через компенсационное отверстие 7 жидкость проходит в бачок из полости цилиндра при расширении от нагревания.
При нажатии на педаль 77 усилие через толкатель 10 передается на поршень 2 и он перемещается вперед. Как только поршень перекрывает отверстие 7, давление в цилиндре повышается, и жиддиска сцепления и применении принудительной смазки муфты и подшипника выключения сцепления.
Ведомый диск имеет гаситель крутильных колебаний без центральной пружины. Гашение колебаний обеспечивается за счет упругости дисков, расположенных по обе стороны фланца ступицы .
Принудительная смазка муфты и подшипника выключения сцепления выполнена в виде колпачковой масленки и резинового шланга, соединяющего масленку с муфтой.
Привод выключения сцепления автомобилей УАЗ механический и состоит из педали и системы рычагов и тяг, воздействующих на вилку выключения.
На легковых автомобилях УАЗ конструкция привода (смотреть статью на сайте под номером 89) сравнительно проста и содержит педаль , которая закреплена на валу 5. На другом конце вала закреплен рычаг 4, с которым шарнирно соединена регулируемая тяга 6". Передний конец тяги соединен с промежуточным рычагом 7. Меньшее плечо рычага соединено с толкателем 2, который своим сферическим концом упирается в пяту вилки 3 выключения сцепления.
При и!жатии на педаль сцепления вал привода поворачивается пропив часовой стрелки, отклоняя закрепленный на нем рычаг 4 назад (на рисунке вправо). При этом в том же направлении перемещаются регулируемая тяга и толкатель, который воздействует через вилку на муфту и, передвигая ее вперед, выключает сцепление.
Включение сцепления происходит при отпускании педали и перемещении деталей привода в обратном направлении. При этом все детали привода занимают исходное положение под действием оттяжных пружин рычага и вилки выключения сцепления.
На грузовых автомобилях (УАЗ452, 452Д) расстояние от педали выключения до механизма сцепления значительно больше, чем на легковых автомобилях, поэтому их привод сцепления несколько отличается.