Электродвигатели обогрева кузова и обдува ветрового стекла, а также вентилятора обдува заднего стекла (смотреть статью на сайте под номером 67) — двухполюсные, двухскоростные, с последовательным включением обмотки 13 возбуждения с обмоткой якоря. Магнитопровод электродвигателя закреплен между крышкой 2 и корпусом , стянутых двумя винтами 3. Графитовые щетки 9 пружинами 10 прижимаются к коллектору 8. Щеткодержатели укреплены на пластине 4 из изоляционного материала. Вал 15 якоря 1 вращается в двух самоустанавливающихся подшипниках 7, к которым масло поступает из фетровых шайб 6. Подшипники центрируются пластинами 5 и 16.
Для включения электродвигателя на меньшую частоту вращения рычажок переключателя 14 устанавливают в другое рабочее положение, когда в цепь включается дополнительный резистор R.
Применяются и другие типы электродвигателей.
Аналогично устроен электродвигатель привода антенны радиоприемника. Электрическая схема этого электродвигателя приведена на смотреть статью на сайте под номером 67. в. Для опускания или подъема антенны необходимо изменить направление вращения якоря электродвигателя. При каждом рабочем положении рычажка переключателя 14 в цепь якоря электродвигателя включается только одна катушка обмотки 13 возбуждения. Если включить в цепь якоря другую катушку, то изменится магнитная полярность полюсов магнитопровода 12, что будет причиной изменения направления вращения якоря.
Контрольноизмерительные приборы. Амперметр (смотреть статью на сайте под номером 68) предназначен для контроля силы зарядного и разрядного тока аккумуляторной батареи. Основными деталями амперметра являются корпус, шинка с двумя зажимами для крепления проводов, неподвижный магнит 2, закрепленный на шинке, якорек 3 из мягкой стали и алюминиевая стрелка 4 с противовесом. Якорек и стрелка жестко крепятся на оси. Магнит намагничивает якорек.
В результате взаимодействия разноименных полюсов магнита 2 и якорька 3 якорек располагается вдоль оси магнита 2, устанавливая стрелку 4 на нулевое деление шкалы. Во время прохождения тока но шинке вокруг нее создается магнитное поле, которое располагает якорек в направлении действия магнитных линий. При большей силе тока создается более сильное магнитное поле, которое поворачивает якорек со стрелкой на больший угол. При изменении направления тока в шинке изменяется направление действия магнитных линий, а поэтому стрелка будет отклоняться в другую сторону; к знаку « + » при заряде и к знаку «—» при разряде аккумуляторной батареи.
Магнитоэлектрический манометр (смотреть статью на сайте под номером69) служит для контроля давления масла в системе смазки двигателя. Манометр состоит из указателя и датчика, соединенных последовательно. Манометр включается в неги, источников тока выключателем зажигания.
В корпусе 5 датчика закреплена диафрагма 4 с толкателем 2. На корпусе установлены рычажный механизм с ползунками 8 и обмотка 10 реостата. Обмотка контактной упругой пластиной соединена с зажимом, изолированным От крышки 9. Усилием пружины 13 два ползунка 8 и рычажок 6 устанавливаются в исходное положение (влево по рисунку), при этом сопротивление реостата включено полностью. Для лучшего контакта ползунки 8 соединены проводником 12 с корпусом. Обмотка реостата из нихромовой проволоки намотана на изолятор. При сборке положение ползунков В устанавливается регулировочными винтами 3 и 7. 96
На смотреть статью на сайте под номером 69, б показаны основные детали указателя давления масла. Такие же детали и в указателях температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива.
К корпусу указателя двумя винтами крепятся магнитный экран 19 и две пластмассовые колодки 17. Между колодками установлены подвижной дисковый магнит 16 с ограничителем 14. Отогнутый конец ограничителя входит в прорезь 15 одной колодки. В одну из колодок заложен магнит 20. Взаимодействие разноименных полюсов магнитов 16 и 20 обеспечивает установку стрелки 18 в неработающем указателе немного левее нулевого деления шкалы.
На колодки намотаны три катушки Kl, К2 и КЗ с большим количеством витков тонкого медного провода. В цепь катушек включен дополнительный резистор Rn. Путь тока в цепи датчика и указателя показан стрелками.
При включении зажигания магнитные поля трех катушек, воздействуя на магнитное поле магнита 16, устанавливают его и вместе с ним стрелку 18 в положение нулевого деления шкалы. Во время работы двигателя под давлением масла, поступающего в полость , диафрагма 4 прогибается и через толкатель 2 перемещает рычажок 6 вверх, который, сдвигая ползунки 8 (вправо по рисунку), выключает сопротивление реостата. Сила тока в катушках К2 и КЗ увеличивается, а сила тока в катушке К1 уменьшается. Изменяется величина магнитных полей катушек и результирующее магнитное поле трех катушек. Последнее, воздействуя на подвижной магнит, повертывает его на оси, а вместе с ним и стрелку по шкале указателя в сторону больших показаний.
Магнитоэлектрический термометр (смотреть статью на сайте под номером 70) служит для контроля температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Термометр состоит из указателя и датчика, соединенных последовательно. Термометр включается в цепь источников электрической энергии выключателем зажигания.
В латунном корпусе 4 датчика установлен тонкий диск 1 из окиси меди и окиси марганца. Диск является полупроводником (терморезистором), сопротивление которого резко уменьшается с повышением температуры и увеличивается при его охлаждении. Пружина 3 прижимает терморезистор к корпусу датчика и соединяет терморезистор с выводом 5. Бумажный патрон 2 изолирует пружину 3 от корпуса 4. На двигателе автомобиля ГАЗ24 «Волга» датчик устанавливают в стенке водяного насоса.
Указатель устроен так же, как и указатель давления масла, только изменена схема соединения катушек и резистора. Колодки 9 с катушками К1, К2 и КЗ крепятся к магнитному экрану 7. В неработающем указателе вследствие взаимодействия магнитных полюсов магнитов 8 и 12 стрелка 6 устанавливается немного левее деления шкалы 40° С.
При включении зажигания по катушкам Kl, К2 и КЗ будет проходить ток. Путь тока в цепи датчика и катушек указателя показан стрелками. С повышением температуры уменьшается сопротивление терморезистора , что увеличивает силу тока в катушке К1 и ее магнитное поле. При этом изменяются величина и направление действия результирующего магнитного поля трех катушек, которое, воздействуя на подвижной магнит 8, повертывает его на оси, а вместе с ним и стрелку 6 по шкале указателя в сторону больших показаний. При отклонении стрелки 6 ограничитель 77 перемещается в прорези 10 одной из колодок 9. Резистор ?тк (температурной компенсации) ограничивает увеличение сопротивления в цепи катушек К2 и КЗ при увеличении температуры.
Сигнализатор давления масла (смотреть статью на сайте под номером 71) предназначен для предупреждения водителя о снижении давления масла в системе смазки ниже допустимого предела. Датчик расположен в корпусе масляного фильтра, а лампа — на щитке приборов. При неработающем двигателе и когда в системе смазки работающего двигателя давление масла ниже 0,4—0,9 кгссм2, усилием пружины 3 замыкаются контактные пластины 7 и 8, включая цепь сигнальной лампы 9. Лампа будет светиться. С повышением давления масла диафрагма 5 через шток 6 отводит пластину 8 от пластины 7, что выключает цепь сигнальной лампы 9. Зажим 1 изолирован от корпуса 4 пластмассовым изолятором 2.
Сигнализатор температуры охлаждающей жидкости (смотреть статью на сайте под номером 72) служит для предупреждения водителя о недопустимом повышении температуры жидкости в системе охлаждения двигателя. Датчик расположен в верхнем бачке радиатора, а лампа на щитке приборов. При низкой температуре жидкости контакты 5 и 7 разомкнуты и цепь сигнальной лампы 9 выключена. С повышением температуры воды выше 105—108° С увеличивается нагрев патрона 3, а вместе с ним и биметаллической пластины 4, которая изгибается и замыкает контакты 5 и 7. При этом включается цепь сигнальной лампы 9, и лампа будет светиться. Изолятор 2 изолирует зажим от патрона 3. Пластина 8 с контактом 7 соединена на корпус. Пластмассовая шайба 6 предотвращает замыкание биметаллической пластины 4 на корпус 3.
Магнитоэлектрический измеритель уровня топлива (смотреть статью на сайте под номером 73) состоит из указателя и датчика, соединенных последовательно. Датчик устанавливают на топливном баке, а его поплавок 7 будет плавать в верхних слоях топлива. В металлическом корпусе датчика установлены реостат 5, ползунок 6 и рычаг с поплавком 7. Ползунок 6 и рычаг поплавка жестко крепятся на одной оси. Корпус датчика закрыт крышкой.
Указатель устроен так же, как и указатель давления масла, только изменена схема соединения катушек и резистора. Катушки Kl, К2 и КЗ намотаны на пластмассовые колодки 4. При отключении цепи прибора в результате взаимодействия магнитных полюсов магнитов 1 и 2 стрелка 3 устанавливается немного левее деления шкалы «О». При включении зажигания по катушкам Kl, К2 и КЗ будет проходить ток. Путь тока в цепи датчика и катушек указателя на смотреть статью на сайте под номером 73 показан стрелками.
Если топливный бак заполнен полностью, то поплавок, поднимаясь, переместит ползунок 6 в крайнее правое положение. Сопротивление реостата 5 датчика будет введено полностью в цепь всех катушек, а поэтому сила тока в катушке Kl и магнитное поле ее будут большими, а сила тока в катушках К2 и КЗ и магнитные поля их будут малыми. Результирующее магнитное поле, созданное тремя катушками, повернет магнит 2, а вместе с ним и стрелку 3 в положение «Я» полного уровня топлива в баке.
При уменьшении уровня топлива в баке поплавок 7 датчика опускается и перемещает ползунок 6, снижая сопротивление реостата датчика. Катушка Kl закорачивается, а поэтому сила тока в ней уменьшается и магнитное поле ее ослабевает.
Результирующее поле трех катушек перемещает магнит 2, а вместе с ним стрелку 3 по шкале указателя в сторону меньших 100 показаний. Резистор RTK предотвращает увеличение сопротивления В цепи катушек при увеличении температуры их. Дополнительный резистор Яя ограничивает силу тока в цепи датчика при выключении сопротивления реостата.