Президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки в действующие законодательные акты, отменяющие допустимый для вождения автомобиля уровень алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе. Три года назад, опираясь на опыт зарубежных стран, такое право автомобилистам дала ГИБДД. Глава государства посчитал, что послабление обернулось пьянством за рулем. Эксперты опасаются, что отмена статьи о предельно допустимой дозе алкоголя не приведет к снижению аварийности на дорогах, но, напротив, сыграет на руку коррумпированным инспекторам.
Как сообщила пресс-служба Кремля, президент внес на рассмотрение в Думу поправки в ст. 19 закона "О безопасности дорожного движения", устанавливающие запрет на эксплуатацию транспортных средств "лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения". Кроме того, вносятся поправки в ст. 27.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), исключающие возможность управления автомобилем при уровне алкоголя в крови 0,3 гр и в выдыхаемом воздухе – 0,15 мг, сообщает "Коммерсант".
Напомним, минимально допустимый уровень алкоголя для вождения автомобиля был установлен КоАП РФ в 2007 году, когда Госдума приняла соответствующие поправки в кодекс при поддержке ГИБДД. Готовя законопроект, Госавтоинспекция руководствовалась мировой практикой: требование установить минимально допустимый уровень алкоголя в крови и в выдыхаемом воздухе прописаны в Венской конвенции о дорожном движении, ратифицированной Россией. Кроме того, законопроект дал гаишникам право проводить освидетельствование водителей с помощью алкотестеров прямо на месте, что существенно экономило время автовладельцев, не желавших тратить несколько часов на поездку к врачу (в случае несогласия с показаниями прибора водитель все же направлялся к врачу).
Норма действовала в течение трех лет, однако в конце декабря 2009 года президент Дмитрий Медведев заявил: "Мы пока не готовы к тому, чтобы разрешать употребление алкоголя за рулем, даже в небольших, ограниченных количествах". "Это, к сожалению, провоцирует реальное пьянство, перед тем как человек садится за руль, – сказал он. Тогда глава государства и пообещал внести соответствующие изменения в законодательство.
Вместе с тем, за прошедший год руководство автоинспекции не раз рапортовало об уменьшении количества ДТП, произошедших по вине нетрезвых автомобилистов, замечает "Время новостей". Так, в начале декабря 2009 года глава ДОБДД МВД Виктор Кирьянов с удовлетворением констатировал, что число "пьяных" аварии снизилось на 40% с начала реализации новых норм административного законодательства.
Есть подозрение, что новой президентской инициативой с удовольствием воспользуются многие автоинспекторы, для которых в случае принятия поправок откроются новые возможности для злоупотреблений, поскольку законодательство позволяет патрулям ГИБДД в отдельных случаях при постановке диагноза обходиться без заключения врача. В Федерации автовладельцев России (ФАР) опасаются, что отмена статьи о предельно допустимой дозе алкоголя не приведет к снижению аварийности на дорогах, но, напротив, сыграет на руку коррумпированным инспекторам.
По словам главы московского отделения ФАР Сергея Канаева, у сотрудников ГИБДД будет основание остановить и счесть нетрезвыми даже тех, кто перед посадкой за руль выпил "корвалол": лекарство содержит спирт, следовательно, алкотестер покажет его содержание в крови. "Этот закон ударит в первую очередь по простым гражданам, – сказал Канаев "Интерфаксу". – Практика показывает, что наиболее часто за руль пьяными садятся представители так называемой "касты неприкасаемых". Это те же сотрудники правоохранительных структур и различного уровня чиновники". Бороться с пьянством на дорогах, безусловно, необходимо, подчеркивает глава московского отделения ФАР, – но власти следовало бы начать с реформирования самих органов ГИБДД и с искоренения коррупции в этой структуре. Ситуация не изменится, пока люди, осуществляющие руководство ГИБДД, будут чувствовать свою безнаказанность, заключил Канаев.