Для устранения дисбаланса колеса автомобиля уравновешивают или подвергают балансировке на станках.
При вращении автомобильного колеса с большой скоростью наличие даже незначительного дисбаланса вызывает резко выраженную динамическую неуравновешенность колеса относительно его оси; при этом появляются вибрации или биение колеса в радиальном и боковом направлениях.
Особенно вредное влияние оказывает дисбаланс передних колес легковых автомобилей, ухудшая управляемость автомобиля.
Явления, вызываемые дисбалансом, увеличивают износ шин, а также деталей ходовой части автомобиля, ухудшают комфортабельность езды, увеличивают шум при движении. Наличие дисбаланса создает периодически действующую на шину ударную нагрузку при качении колеса по дороге, что вызывает перенапряжение каркаса покрышки и повышенный износ протектора.
Большой дисбаланс создается у покрышек после ремонта местных повреждений с наложением манжет или пластырей. Пробег несбалансированных отремонтированных шин легковых автомобилей (по данным НИИАТа) уменьшается примерно на 25% по сравнению с пробегом сбалансированных отремонтированных шин.
Вредные последствия дисбаланса колес возрастают с увеличением скорости движения автомобилей, весовой нагрузки, температуры воздуха и ухудшением дорожных условий работы.
В зависимости от расположения и функции колес (правые, левые, передние, задние, ведущие и ведомые) шины имеют неодинаковую нагрузку и поэтому неравномерно изнашиваются. Причинами неравномерной нагрузки на колеса автомобиля или прицепа являются: техническое состояние подвесок и осей, профиль дороги, тяговое усилие и распределение нагрузки в кузове.
Выпуклый поперечный профиль дороги вызывает весовую перегрузку правых и внутренних сдвоенных колес автомобиля и прицепа, что создает соответствующий неравномерный износ шин.
Тяговое усилие увеличивает нагрузку и износ шин на ведущих колесах автомобиля по сравнению с шинами ведомых колес. Согласно опытным данным НИИАТа, если принять удельный износ протектора шин ведомых колес грузового автомобиля ЗИЛ585 за 100%, то удельный износ протектора шин на ведущих колесах будет выше на 20% (на дорогах с усовершенствованным покрытием) .
ЕСЛИ не переставлять колеса на автомобиле, то неравномерный износ рисунка протектора шин может составлять в среднем 1618%.
Однако частая перестановка колес (на каждом втором техническом обслуживании автомобилей) приводит к увеличению удельного износа протектора шин на 17—23% (по данным НИИАТа) в сравнении с только одноразовой перестановкой или с отсутствием перестановки колес в течение всего срока службы протектора шин грузовых автомобилей и автобусов.
В зарубежной литературе отмечают существенное влияние обкатки шин на износ. Если новым шинам в начале их эксплуатации дать меньшую нагрузку, а затем постепенно ее увеличить, то общий пробег обкатанных таким образом шин значительно превысит пробег необкатанных шин.
Как видно из смотреть статью под номером 48, в определенных конкретных условиях новые шины, поставленные сразу на ведущие колеса автомобиля, имели общий пробег в 22 тыс. км, а такие же шины, поставленные вначале на ведомые колеса и после 30 тыс. км пробега переставленные на ведущие, дали общий пробег в 51 тыс. км.