Неумелое или небрежное вождение автомобиля часто является причиной преждевременного износа шин и проявляется главным образом в резком торможении и трогании с места, в наезде на препятствия, встречающиеся на дорогах, и неосторожном переезде через них и подъезде к тротуарам и платформам.
Наблюдения за работой 56 водителей, которые были разделены на четыре группы по 14 чел. в каждой и работали на одном и том же маршруте и на однотипных автомобилях, дали следующие результаты среднего пробега шин одного размера и модели:
первая группа — 25 ООО км;
вторая — 33 ООО км;
третья — 38 ООО км и
четвертая — 48 ООО км.
Такое большое различие в пробеге шин объясняется степенью квалификации водителей, так как первая группа была укомплектована наименее квалифицированными, а четвертая группа — наиболее квалифицированными водителями. Это наблюдение подтверждает зависимость величины пробега от опытности водителя и его умения правильно водить автомобиль в соответствии с дорожными и другими условиями работы.
При торможении выступы рисунка протектора шины проскальзывают по дороге, что является причиной повышенного износа протектора. Трение проскальзывания элементов протектора шины по дороге при торможении вызывается действием противоположно направленных сил—сцепления шины с дорогой и силы инерции автомобиля, приложенных к колесам. Под действием этих сил, возникающих на небольшой площади контакта шины с дорогой, происходит более быстрый износ протектора, чем при трении, возникающем при свободном качении шины.
Трение протектора покрышки о дорогу при движении полностью заторможенных колес автомобиля, т. е. юзом, резко повышается, что увеличивает нагрев протектора и приводит к быстрому разрушению его. Чем больше скорость движения, при которой начинается торможение, и резче оно производится, тем сильнее изнашиваются шины. На дороге с асфальтобетонным покрытием при этом остается отчетливо видимый след, состоящий из мелких частиц резины протектора.
При длительном торможении юзом происходит сначала повышенный местный износ» протектора шины «пятнами», а затем начинают разрушаться брекер и каркас.
Частое и резкое торможение приводит к повышенному износу протектора по окружности колеса и быстрому разрушению каркаса (смотреть статью под номером 38).
Опыты показывают, что если на дороге с асфальтобетонным покрытием непрерывно разгонять и резко тормозить автомобиль, то протектор шин истирается полностью через несколько часов. Торможение автомобиля не рекомендуется доводить до юза.
Кроме сильного износа протектора, резкое торможение создает повышенное напряжение в нитях каркаса и бортовой части покрышки.
При резком торможении возникают большие силы, которые приводят иногда к отрыву протектора от каркаса.
При резком трогании с места и буксовании колес протектор шины изнашивается так же, как и при резком торможении.
Наезды на препятствия (смотреть статью под номером 39), встречающиеся на дорогах, смотреть статью под номером 40. Характерные ударные разрывы каркаса в зоне беговой дорожки шины: а — Хобразный; б — прямой; в—Yобразный
или в условиях бездорожья (камни., пни, острые края замерзшей колеи на грунтовой дороге, края выбоины), особенно на большой скорости, вызывают Хобразный или крестообразный, Уобразный, Уобразный и прямолинейный .разрывы каркаса в беговой части покрышки (смотреть статью под номером 40). Вслед за каркасом обычно разрываются протектор и камера. Разрыв покрышки от удара очень опасен, и причина появления его может быть не замечена, так как часто результаты удара проявляются не сразу, а позднее и как бы неожиданно. В этих случаях может показаться, что не было причины для порчи шины, но при тщательном осмотре разрыва нетрудно установить причину его возникновения.
При невнимательной езде шины часто повреждаются различными металлическими предметами, встречающимися на дорогах.
Неаккуратные подъезд к тротуару, переезд через выступающие железнодорожные или трамвайные пути и т. п. могут вызвать защемление шины между ободом и препятствием (смотреть статью под номером 41), в результате чего возможны разрывы боковых стенок каркаса покрышки, резкое истирание боковин и другие повреждения.
При движении автомобиля на повороте возникает центробежная реакция дороги, приложенная перпендикулярно плоскости
вращения колес. Боковые стенки, бортовая часть и протектор покрышки в этом случае испытывают большие дополнительные напряжения. На крутых поворотах и при повышенной скорости движения реакция дороги, противодействующая центробежной силе, особенно велика и стремится сорвать шину с обода колеса, оторвать протектор от каркаса; эта реакция увеличивает истирание протектора.
В результате неосторожной езды между сдвоенными шинами могут застревать камни и другие предметы, которые врезаются в боковые стенки покрышек и разрушают резину, а затем и каркас покрышек.
Действие поверхности дороги на шину зависит от типа и состояния дорожного покрытия, продольного и поперечного профилей и извилистости дороги.
Чем больше шероховатость поверхности дороги и больше на ней неровностей, тем скорее истирается протектор, быстрее появляется усталость каркаса и понижается сопротивляемость шины механическим повреждениям.
Чем больше спусков, подъемов и поворотов на дороге и чем они круче, тем чаще создается перегрузка то передних, то задних, правых или левых колес и тем чаще приходится разгонять и тормозить автомобиль, а это увеличивает трение и теплообразование в шинах и ускоряет их износ.
Чем выпуклее поперечный профиль дороги, тем больше перегружаются шины на правых колесах (при движении по правой стороне) и разгружаются шины на левых колесах, что приводит к быстрому износу шин, расположенных с правой стороны. При движении автомобиля посередине узкой дороги с асфальтобетонным покрытием с резко выпуклым поперечным профилем происходит некоторая перегрузка внутренних сдвоенных шин, увеличивающая их износ.
По данным НИИШП о пробегах до списания шин, работавших на различных дорогах (группы А, Б и В), были сделаны следующие выводы.
Если пробег шин на дорогах группы А (асфальтобетонных, цементнобетонных, брусчатых, черных щебеночных и клинкерных мостовых, находящихся в хорошем состоянии) принять за 100%, то пробеги шин на дорогах группы Б (щебеночных, шлаковых, булыжных мостовых и мостовых из молотого камня, грунтовых, укрепленных добавками, находящихся в хорошем состоянии) составляют 75—80%, а на дорогах группы В (в которую вошли дороги групп А и Б, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, главным образом дороги с твердым покрытием, имеющим на всем протяжении выбоины с частичным разрушением покрытия) составляют 50—55% Основным средством сбережения шин и увеличения их пробега в трудных дорожных условиях является осторожная езда с нормальной скоростью.
Очень большое влияние на износ шин оказывают климатические условия: температура и влажность окружающего воздуха и дороги. Так, износ шин зимой на твердом дорожном покрытии примерно на 30% меньше, чем летом. Чем выше температура окружающего воздуха, тем больше теплообразование в шинах (смотреть статью под номером 42), тем быстрее наблюдается явление усталости каркаса шин, значительно изнашивается протектор и уменьшается общий пробег шин.
С увеличением температуры окружающего воздуха происходит понижение герметичности шины вследствие увеличения диффузии воздуха через стенки камеры (смотреть статью под номером 43).
Попадание прямых солнечных лучей на шины, особенно в летнее время, ускоряет старение резины.
Увеличение пробега шин при высокой температуре окружающего воздуха достигается аккуратным вождением автомобиля, а также проверкой состояния шин; рекомендуется периодически останавливать автомобиль в пути, чтобы дать возможность шинам остыть.
Низкая температура окружающего воздуха уменьшает теплообразование в работающих шинах, благодаря чему уменьшается общий их износ. Однако и в условиях низкой температуры возможен преждевременный износ шин вследствие потери резиной эластичности и появления хрупкости. Если при длительной стоянке автомобилей на открытом воздухе или при безгаражном хранении их в условиях низких температур не подкладывать под шины доски, валежник или другие подкладки, то шины будут примерзать к грунту и трогание автомобиля с места (особенно резкое) может вызвать ослабление материала шин и даже отрыв протектора от каркаса.