Если на автомобиле используется механическая коробка передач, и в случае подъема в гору, и в случае спуска необходимо двигаться при включенной передаче, чтобы при необходимости можно было достаточно быстро повысить или понизить обороты двигателя.
Чтобы подняться в гору и не съехать нужно придерживаться следующего алгоритма: выжмите сцепление, одновременно нажмите на газ и включите передачу, при этом отпуская педаль сцепления. Если подъем долгий, необходимо приблизительно оценить его длину и выбрать ту передачу, на которой вы сможете доехать до самого конца подъема (обычно используется вторая передача или третья). Буксировку при подъеме в гору осуществлять лучше на первой передаче, тогда двигатель работает на большой мощности при минимальной скорости.
Несколько сложнее спуститься с горы. При спуске аварийные ситуации возникают намного чаще. Не следует использовать только одни тормоза, нужно осуществлять «торможение двигателем», то есть отпустить педаль акселератора и перейти на пониженную передачу. Спускать нужно на такой передаче, которая не выше той, с которой вы поднимались в гору. При спуске не допускайте разгон автомобиля по инерции, для этого используйте педаль тормоза.