Во время второй мировой войны в местечке Campulung-Muscel, на территории бумажного завода, принадлежавшего компании Letea, реорганизованной в фирму IAR Brasov, производились пропеллеры и огнестрельное оружие для самолетов. После того как военное производство было остановлено, в 1953 году группа рабочих стала собирать первые румынские мотоциклы. Производство первого автомобиля IMS-57 было начато в 1957 г. IMS-57 имел следующие характеристики: кузов с двумя дверями и брезентовым верхом, бензиновый двигатель объемом 3,260 куб.см и мощностью 50 л.с. при 2800 об/мин, скорость 80 км/ч, средний расход топлива – 24 л на 100 км.
Запущенная в производство двумя годами позже новая модель M-59 стала шагом вперед по сравнению с IMS-57: двигатель имел 56 л.с., максимальная скорость увеличилась до 90 км/ч, ручной стеклоочиститель лобового стекла был заменен электрическим. Автомобили имели 2-и 4-дверные кузова, окрашивались и собирались уже непосредственно на заводе. У M-59 (в 1959 г.) было всего 803 детали, а у новой же модели M-461, подготовленной к производству в 1963 г., – уже 3222. Двигатель имел рядный 4-цилиндровый двигатель мощностью 70 л.с., максимальная скорость автомобиля была около 100 км/ч, расход бензина находился в пределах 17 л на 100 км при средней скорости 80 км/ч. Экспортировали эту модель с 1965 г. в Китай и Колумбию (2000 автомобилей). Всего же модель M-461 была произведена в количестве 80233 штук, из них 46549 – на экспорт.
Новая модель – ARO 240 – была разработана и запущена в серию в 1966 г. Она стала первой модификацией серии "24". Эта модель имела уже полностью закрытый кузов, что позволило создать достаточно комфортный салон, двигатель с рабочим объемом 2495 куб.см с мощностью 83 л.с., который обеспечивал максимальную скорость 115-120 км/ч, максимальный преодолеваемый уклон – 35 градусов и средний расход топлива – 13,8 л на 100 км. Именно в это время ARO получил то имя, под которым мы сегодня его знаем: Automobil Romanesc ("румынский автомобиль").
Модель была разработана в двух версиях: с двумя дверями (240) и с четырьмя дверями (244) – с кузовом "универсал". На базе этих версий впоследствии были созданы модификации 242 (длиннобазная) и 242 (короткобазная), 3-дверная 243 с жесткой или мягкой (тканевой) съемной крышей. Во время нефтяного кризиса 70-х годов в сотрудничестве с Tractorul Brasov был создан дизельный двигатель D-127. Он имел 4 цилиндра, объем 3119 куб.см, 68 л.с. и обеспечивал новой модели скорость до 115 км/ч при достаточно скромном расходе топлива в 12,3 л на 100 км. Со временем 24-я модель претерпела много косметических операций снаружи, в салоне же изменилась приборная панель. ARO -24 экспортировался во многие страны, включая Канаду и Австралию. Был даже призером известных международных соревнований – "Ралли Фараонов". Более чем 125000 автомобилей из семейства ARO -24 были произведены к концу 1985 года (смена модели), из них более 93000 были экспортированы. После 1989 года 24-й модельный ряд омолодили, появились импортные двигатели (Ford, Peugeot, Daewoo, Toyota), и были созданы различные модификации: с 3 дверями (243) и кузовом "универсал" (244), увеличенная модификация с кузовом "универсал" (323 или 246) и модификация люкс – ARO Hunter, оснащенная двигателем Cosworth.
В 1980 году появилась другая новая базовая модель ARO серии 10 (также назвалась Dacia 10 в Румынии, ARO Trapeurs во Франции, ARO Ischia в Италии, и Dacia Duster – в Англии). ARO 10-й серии был омологирован в Европе как автомобиль среднего класса.
Всего существовало четыре основные модификации: 10.0, 10.1, 10.3, 10.4. Двигатель был взят от Dacia (1,3 л). Экспорт, начатый уже в 1980 г., продолжался до 1985 г. и составлял около 90% производства. "Десятка" поставлялась в Великобританию, Италию, Францию, Германию, Испанию, Грецию. На экспортные модификации устанавливались также дизельные двигатели VW и Pegaso. Версия ARO 10 в варианте люкс назвалась Spartana и имела двигатели Renault, 2WD или 4WD.
Несмотря на все вышеозначенные заслуги вездехода, в Европе нет-нет да и вспомнят того самого Влада, который был графом и имел страсть к человеческой крови. По мнению некоторых обладателей румынского вездехода, он (вездеход, естественно) не чурается при случае попить крови у хозяина. Ни в коем случае не желая умалить достоинства автомобиля, все же нельзя не упомянуть о том, что с прошлого года представительство ARO в США перестало существовать. Сегодня относительно успешно продаются обновленные модели серии 244 (246) и 10.1 (10.4), в основном из-за невысокой стоимости и высокого уровня ремонтопригодности.
Вполне вероятно, что европейские любители off-road в ближайшее время смогут побаловать себя недорогим полноприводным автомобилем из Румынии, внешне напоминающим Cherokee. Тем более что почин в связях с Chrysler уже есть – на некоторые модели устанавливаются 2,5-литровые двигатели от Jeep Wrangler.