Когда-то автомобильные гудки не только расчищали дорогу самобеглой повозке, но и несли искусство в массы – играли, например, матчиш, как на «Антилопе» Адама Козлевича. Действующий ГОСТ в их отношении предельно лаконичен: «транспортное средство должно быть укомплектовано <…> звуковым сигналом». Других разъяснений или ограничений в нем нет. Что не запрещено, то разрешено…
Вот многие «новые русские» и подкрепили слепящий ксеноновый свет своих мастодонтов мощными «крякалками». Под определение «спецсигнал» (ГОСТ Р 50574-93) они не подпадают, поэтому, вроде как, распугивать ими граждан вполне законно. С другой стороны, дорожные хамы, без оглядки снующие из ряда в ряд, давно не реагируют на вспышки фар возмущенных водителей, если только это не КамАЗ, «Гелендеваген» или УАЗик в боевых шрамах. Мощный же гудок мигом приводит их в чувство – благо в таких ситуациях его и рекомендуют применять Правила: «для предотвращения дорожно-транспортного происшествия».
Между тем, иные сигналы, например, штатные на «шестерках», хоть и благозвучны, но слабоваты. Звук у них какой-то интеллигентный, просительный. А со временем он становится еще тише. Регулировка винтом и даже переборка помогают не всегда. Порой у сигналов (особенно низко расположенных) напрочь отгнивают выводы. Выход один – менять. Но на что? Вариантов – хоть отбавляй: от недорогих «восьмерочных» «мембран» до сложных систем с компрессором и музыкальными рожками. Кстати, к последним могут быть претензии у работников ГАИ – сигнал должен быть с неизменной основной частотой (впрочем, под ГОСТовское определение спецсигнала он тоже не подпадает). У владельцев подержанных иномарок свои резоны. «Оригинал» дорог, поэтому многие подбирают подходящий сигнал в ближайшем магазине. Парные звучат, как правило, громче и колоритнее «одиночек». Да и ассортимент их побогаче. Попробуем разобраться в отличиях изделий разных фирм.
На московских прилавках, помимо отечественной продукции из Лысково (фото 2), мы обнаружили FIAMM (фото 3) (на коробке и сигналах надпись «Made in Italy», на ценнике – «ОАЭ»), похожий, но безымянный набор тех же кровей (фото 4), арабско-тайваньское изделие (фото 5). Заодно приобрели и набор музыкальных рожков в комплекте с компрессором (фото 12). В подольском «Кемпе» наш набор пополнился турецкими сигналами «HI-DO» (фото 6 и 7). Не считая рожков, все эти сигналы – из низшей ценовой категории (до 350 рублей). «От кутюр» – на порядок дороже. В торговом доме «Апико» японские «Мицуба» стоят от 1750 до 5500 рублей (фото 8-11). Проверим их в деле, заодно оценим удобство монтажа и потребляемый ток, ведь чрезмерно мощный сигнал может повредить не только барабанные перепонки, но и электрику автомобиля.
Между соплом и молотом
Наше ухо обладает способностью воспринимать колоссальный диапазон звуковых мощностей. Амплитуды едва слышимого шороха и звука реактивного двигателя на границе болевого порога отличаются в 1013 раз. Для сравнительной оценки используют логарифмическую величину – белл или более распространенный децибелл: 1дБ=20lg(P1/P2), где P1 и P2 – мощности сравниваемых сигналов. Говоря об уровне звукового давления, в качестве P2 часто подставляют пороговое значение слышимости 210-5 Н/м2. Так, к примеру, тиканье часов дает примерно 20 дБ, работающий пневматический молот – 90 дБ, старт реактивного самолета, если стоять у двигателей – 140 дБ. Некоторые из купленных нами сигналов, судя по маркировке, выдают 110 и даже 115 дБ. Но человеческое ухо по-разному воспринимает интенсивность звука на различных частотах, поэтому окончательные оценки расставляли наши эксперты. Забегая вперед, заметим, что после теста они еще долго не могли избавиться от звона в ушах. Так что инструкция к мощным сигналам недаром предупреждает: на расстоянии до 1 м они опасны для здоровья.
Наиболее близкими к штатным «шестерочным» по всем параметрам оказались FIAMM, но звучат они заметно громче. Самый отпугивающий звук – у HN047. Низкий, почти пароходный гудок дают HN103. Среди недорогих сигналов по гармоничности и напористости звука в лидеры вышли турецкие HI-DO. Что ж, турки издавна любили громкий аккопанемент барабанов и труб.
Абсолютным лидером по экономии электроэнергии оказались японские «Мицуба MBR HORN»: два сигнала в сумме потребляют почти такой же ток, как один «волговский» или «жигулевский»; звучат же они заметно громче. «ALPHA HORN», несмотря на «малогабаритность», дают очень сильный и чистый звук, такой даже в лесу услышат за километр. Ток потребления тоже на удивление мал – всего 5,8 А на оба сигнала. Дорогущая «ARENA II» полностью оправдывает свое название: звук на зависть спортивным болельщикам. Есть забавный режим затухающего сигнала. Но учтите: входящий в комплект коммутатор устанавливать обязательно – без него сигналы работать не будут и даже могут сгореть вместе с проводкой: ток зашкаливает за 25 А. С коммутатором же он невелик – 6,2 А. Самый громкий и благородный звук – у «TRAD HORN». Но он больше подошел бы магистральному тягачу, чем легковушке. Зато 115 дБ над ухом напугают (если не доведут его до инфаркта) любого угонщика.
Музыкальные рожки в режиме мелодии не отличаются громкостью. Да и музыка – тоже на любителя. Впрочем, есть у них и режим одновременного включения – тогда звук действительно «серьезный». Плата за оригинальность (помимо цены) – сложность монтажа (нужно надежно закрепить массивный компрессор, рожки, нарезать и присоединить шланги) и очень большой потребляемый ток (около 25 А).
Двухвыводные сигналы дополнительно проверили на замыкание обмотки на корпус – полный порядок. Отказаться от реле в схеме позволяют только японские «MBR HORN» благодаря относительно небольшому потребляемому току. Но лучше этого не делать и использовать реле со всеми комплектами – так и звук будет чище, и контакты кнопки сигнала прослужат много дольше.
Плохо темперированный клавир
Говорят, когда-то гудки на правительственных «Чайках» и ЗиЛах регулировали чуть ли не профессиональные настройщики музыкальных инструментов – добивались благородного звучания. Создатели современных дешевых сигналов, подбирая их частоты, похоже, руководствуются прямо противоположными принципами: звук должен быть, как в электронных будильниках – такой трудно не услышать. Определяет его соотношение частот или, что то же самое, интервал между нотами (см. таблицу). Прима – фактически не интервал, а совпадение нот. Секунды, септимы и тритон звучат напряженно, тревожно. Терции и сексты очень благозвучны. Кварты и квинты – более «пустые», пронзительные. Заметим, что даже HI-DO, одни из самых благозвучных среди недорогих сигналов не образуют между собой точного интервала, хотя тот и приближается к большой терции. Зато дорогие «TRAD HORN» попадают в малую терцию практически точно – отсюда и их приятный тембр. Приближаются к ним «ALPHA HORN» и «ARENA II». Ведь, хотим мы того или нет, наше ухо четко различает эти интервалы, независимо от того, знаем ли мы их название. А вот стоит ли доплачивать за благородный звук – решайте сами.