Деревня Гамзюки в Калужской области – почти как Васюки из знаменитой книги о великом комбинаторе. В начале весны в этом населенном пункте, где расположена довольно крупная база отдыха с собственным зоопарком, проходила часть российской презентации Peugeot 308. Спустя всего лишь пять месяцев, мне снова пришлось побывать в Гамзюках, но в этот раз повод был иной – презентация первого в истории Volkswagen компактного кроссовера Tiguan. Трудно сказать, ждет ли эту деревеньку такое же будущее, как предсказывал Остап Бендер Васюкам, но популярность у двух крупных зарубежных автопроизводителей она уже снискала.
В Европе Tiguan начал продаваться в ноябре 2007 года. Однако до нашей страны добрался только сейчас. Компактный кроссовер для российского рынка будут выпускать на заводе в Калужской области, где совсем недавно было запущено его производство. В связи с локализацией сборки в Россию внедорожник не торопился. Чтобы познакомится с "младшим братом Touareg", как его называют маркетологи VW в Европе, мы отправились в Калугу.
До Tiguan в новейшей истории Volkswagen был только один внедорожник – Touareg, появившийся в 2002 году. Попытки сделать полноприводный автомобиль с повышенной проходимостью предпринимались неоднократно, но увенчались успехом только в 1985 году, когда VW выпустил микроавтобус Transporter с подключаемым передней осью. В нем использовалась система полного привода Syncro, разработанная совместно с инженерами Audi и настроенная австрийской компанией Steyr-Daimler-Puch AG. Вязкостная муфта позволяла автоматически задействовать полный привод в случае пробуксовки колес, была возможность блокировки заднего и переднего дифференциалов (были комплектации только с одной блокировкой). Система Syncro использовалась также на внедорожной версии хэтчбека Golf Country, выпускавшейся с 1990 года. Однако ее существенным недостатком была плохая управляемость, к тому же при срабатывании муфты передний и задний мосты поочередно буксовали, закапывая автомобиль. Для внедорожной езды эта система была непригодна и, спустя два года, выпуск Golf Country завершился.
Кстати, Tiguan мог называться вовсе не "Тигуаном", а, к примеру, Nanuk, Namib, Rockton или Samun. Но ровно два года назад концерн определился с именем. Не последнюю роль в этом сыграли читатели немецкого журнала Autobild, которым больше всего понравилось именно нынешнее название, образованное от сочетания слов tiger (тигр) и iguana (игуана). Оно как-то привычней звучит и напоминает о других многофункциональных моделях Volkswagen – Touran или Touareg.
Директор по дизайну VW Клаус Бишофф (Klaus Bischoff) так описал свое детище: "Внедорожнику нужен длинный капот и строго вертикальные линии кузова. Это придает машине уверенности и мощи". Концепт, представленный в 2006 году на автошоу в Лос-Анджелесе, вполне попадает под это описание, а серийная модель… Она практически ничем не отличается от концептуальной версии. По сути, видоизменились лишь противотуманные фары, а кажущиеся огромными легкосплавные 19-дюймовые колеса остались, только с более привычным для глаз дизайном (естественно, только за отдельную плату). Более того, для рынка США предлагаются еще и 20-дюймовые диски с низкопрофильными шинами. В жертву монументальности кузова был принесен коэффициент аэродинамического сопротивления (Cx): он у "Тигуана" равен 0,37. Для сравнения, у Toyota RAV4 Cx – 0,31, у BMW X3 – 0,35.
Volkswagen Tiguan – это прямой родственник VW Golf V, их объединяет общая платформа, а с моделью Passat они вообще братья: помимо растянутой платформы "Гольфа" у них одинаковое строение независимой подвески. Однако точки крепления подвески опустили на 31 миллиметр, что увеличило вертикальный ход колес до 175 миллиметров. Спереди установили новые стойки амортизаторов: в их конструкцию добавлен полый резиновый элемент, работающий как дополнительный воздушный амортизатор. При сжатии от больших нагрузок, например на высоком ухабе, через маленькие отверстия он выпускает воздух, который находится внутри элемента, что создает дополнительное амортизационное усилие.
В отличие от Passat у четырехрычажной задней подвески "Тигуана" больше точек крепления подрамника к кузову, что позволило повысить жесткость на скручивание до впечатляющих 34000 Нм/градус. В задних амортизаторах увеличен объем масла, что позволяет им не закипать при длительном движении по бездорожью. Кроме того, рычаги и сайлент-блоки опустили на 41 миллиметр для оптимального положения задних колес независимо от нагрузки.
Все эти изменения позволили "Тигуану" хорошо справляться с дорожными неровностями. Он не замечает ни мелких трещин, ни глубоких ям, а пробить подвеску практически невозможно. Во время передвижения по неровной поверхности вибрации на руле не ощущаются, неподвижен и селектор переключения передач – у подвески нового кроссовера Volkswagen потрясающая энергоемкость! Даже с проколотым колесом пришлось проехать несколько километров – оно просто не давало о себе знать. Однако здесь заслуга не только подвески – рулевое управление уроженца калужского автозавода также внесло свою лепту.
Volkswagen Tiguan получил новую рулевую рейку, в которой подшипник качения (как у Golf V) заменен на подшипник скольжения. Электромотор усилителя работает вкупе с системой стабилизации движения и способен управлять колесами, чтобы не дать автомобилю сойти с нужной траектории. Как только система стабилизации распознает боковое давление, например, при порыве ветра, моторчик самостоятельно подруливает колесами, при этом "баранка" остается неподвижной, а водитель ничего не замечает. Обратное подруливание передней оси также происходит при заносе. Однако и минусы тоже есть – обратная связь частично потеряна (по сравнению с тем же Golf или Passat), а в крутых поворотах проявляется недостаточная реакция автомобиля на поворот руля.
Но все ли бездорожье покоряется перед лицом Tiguan? На территории завода Volkswagen в Калуге журналистам подготовили внедорожный участок, если его можно так назвать. Здесь было бетонное покрытие, на котором проводились упражнения по диагональному вывешиванию, а также импровизированная насыпь, где проверялась система помощи спуска с горы и дополнительная функция электронного ручника "auto hold" (о ней чуть позже). В этих почти идеальных условиях "младший брат "Туарега" показал себя с лучшей стороны. Выйти на серьезное бездорожье нам не позволили.
В России "Тигуан" будет продаваться в трех комплектациях: "Trend and Fun", "Sport and Style" и "Track and Field". Последняя, предназначенная для езды по пересеченной местности, отличается от дорожных версий скошенным снизу передним бампером, увеличивающим габаритную длину автомобиля на три сантиметра. В нижней части бампера установлена дополнительная защита, а угол въезда составляет 28 градусов (точно так же, как и у "старшего брата Touareg"), против 18 градусов у "Trend and Fun" и "Sport and Style". Задним ходом у всех "Тигуанов" угол въезда – 25 градусов (у Touareg – 28 градусов), а дорожный просвет – 195 миллиметров.
"Track and Field" также комплектуется боковыми молдингами и кнопкой "offroad" на центральной консоли. Технических отличий между внедорожной и дорожными версиями никаких, тем не менее, после нажатия этой кнопки автомобиль начинает вести себя по-другому – меняются настройки систем стабилизации и подачи топлива, а также системы полного привода Haldex четвертого поколения, получившей у VW название "4 Motion".
С Haldex у немецкого концерна тесные отношения. В 1998 году именно Volkswagen стал первым клиентом шведской компании, установив системы полного привода на Volkswagen Golf и Audi TT. В дальнейшем все соплатформенные с "Гольфом" автомобили VW оснащались только полным приводом Haldex.
Гидравлическая муфта с электронным управлением четвертого поколения впервые дебютировала на Saab 9-3. Она выполняет функцию межосевого дифференциала: когда происходит пробуксовка одного из передних колес, электронная муфта мгновенно распределяет момент между колесами передней и задней оси, а блокировку заднего межколесного дифференциала имитирует электроника – ESP (в отличие от Saab 9-3 в Tiguan не устанавливается дифференциал повышенного трения с электронным управлением), которая может подтормаживать одно из задних колес, передавая больший момент на второе колесо оси.
Когда "Тигуан" трогается с места, муфта блокируется и тяга распределяется в равных долях между передом и задом. В обычном режиме движения при хорошем сцеплении с покрытием только 10 процентов тяги находится сзади (минимально до четырех процентов), в случае попадания на скользкую поверхность большинство крутящего момента передается на то колесо, которое имеет лучшее сцепление с дорогой. Это также хорошо помогает при резких маневрах на большой скорости – автомобиль буквально ввинчивается в поворот.
Вернемся к кнопке "off road". На скорости менее 20 километров в час она активирует режим помощи при спуске с горы, однако только в том случае, если угол склона больше 20 процентов или, в случае спуска задом, более 15 процентов. Тогда при помощи ABS электроника сама выполняет торможение, а автомобиль медленно спускается. С механической коробкой передач нужно быть аккуратнее – если нажать любую из трех педалей, электронный помощник деактивируется и автомобиль покатится вниз, стремительно набирая скорость.
Режим "offroad" изменяет настройку подачи топлива – Tiguan неспешно отзывается на нажатие педали акселератора, дабы снизить вероятность пробуксовки на гравийном покрытии, перенастраивается система ABS, которая позволяет внедорожнику на некоторое время полностью заблокировать мощные тормоза от седана Phaeton, чтобы нагрести перед колесами немного грунта и замедляться эффективнее. Также меняется настройка электронной блокировки полного привода Haldex, который блокирует муфту даже при незначительном проскальзывании колес.
Несмотря на свои внедорожные амбиции, Volkswagen Tiguan, похоже, больше любит асфальт. Двигатель объемом 1,4 литра, прекрасно показавший себя на компактвэне Touran вкупе с роботизированной механической коробкой передач DSG, на "Тигуане" с "механикой" вел себя хуже. При схожей массе (разница всего 117 килограммов) внедорожник со 148-сильным мотором TSI, оснащенным компрессором и турбонагнетателем, кажется более медлительным, а в начале движения, особенно на подъеме, приходится подгазовывать, иначе двигатель может заглохнуть.
В таком случае будет полезной функция электронного ручника "auto hold", знакомая по Passat. Активировав ее, кроссовер сам останавливается на скорости менее семи километров в час и не откатывается назад при отпущенной педали тормоза. Интересен алгоритм работы электроручника – его нельзя выключить, если сперва не пристегнуться, поэтому садясь в машину утром, нужно сначала обезопасить себя, а потом начинать движение – тогда колодки разожмутся при первом нажатии на акселератор. Электронный стояночный тормоз может работать как стоп-кран в поезде: если на скорости потянуть за рукоятку с надписью "P", начнется экстренное торможение, однако усилие, с которым колодки будут прижиматься к дискам, будет составлять только 60 процентов от максимального, чтобы избежать возможного заноса автомобиля.
"Робота" DSG у Tiguan не будет, представители Volkswagen говорят, что ей не хватит ресурса, чтобы справляться с внедорожными задачами и 100 тысяч гарантийных километров она не пройдет. Россия также не получит 200-сильную версию бензинового мотора и 170-сильную модификацию дизельного, а жаль. Самый малообъемный двигатель вообще не станет оснащаться трансмиссией без педали сцепления. Дефорсированная до 170 лошадиных сил 2,0-литровая "четверка" и такой же по объему дизель мощностью 138 лошадиных сил (он появится в 2009 году) будут агрегироваться 6-ступенчатой автоматической коробкой передач с гидротрансформатором и режимом ручного переключения передач. Тем не менее, Volkswagen Tiguan намерен предложить самую широкую гамму силовых агрегатов в классе на российском рынке, до тех пор пока главный соперник немецкого кроссовера – Ford Kuga – не обзаведется полной линейкой моторов.
Для борьбы с конкурентами в арсенале Tiguan есть не только умный полный привод и три силовых агрегата. Компактный внедорожник также оснащается всем современным оборудованием и широкой гаммой дополнительных опций. В базовой комплектации "Track and Fun" (она появится в 2009 году) уже есть раздельный климат-контроль, электростеклоподъемники всех дверей, шесть подушек безопасности, система стабилизации, рулевая колонка, которую можно поднять или отодвинуть на пять сантиметров, и многофункциональный бортовой компьютер. Также в любой комплектации Tiguan порадует большим багажным отделением объемом от 320 литров (с фальшполом и запасным колесом) до 1510 литров при сложенных задних сиденьях. Последние можно не только складывать и раскладывать, но и двигать вперед-назад на 16 сантиметров, а также регулировать наклон спинки на 40 градусов независимо друг от друга. Переднее пассажирское кресло можно сложить, чтобы поместить в салон предметы длиной до 2,5 метров. Внедорожник VW обладает и внушительной грузоподъемностью – 650 килограммов.
Салон всеми приборами и оборудованием, а также качественными материалами и хорошо спрофилированными сиденьями напоминает Golf, Golf Plus, Passat и прочие модели концерна, но некоторые детали интерьера другие, например, двойные дефлекторы воздуховодов, стильные ручки дверей… В кроссовере уделено внимание каждой мелочи, даже внутри корпуса фар на галогоневой лампе можно найти маленькие буквы V и W, образующие логотип Volkswagen.
Многое из того, чего нет у Tiguan сейчас, появится в 2009 году: панорамный электролюк, мультимедийная система RNS 510 с жидкокристаллическим сенсорным цветным экраном, навигацией (возможно русифицированной) и аудиосистемой с жестким диском емкостью 30 гигабайт. Впервые на Volkswagen будет доступен протокол передачи данных Bluetooth для мобильных устройств, камера заднего вида с динамической разметкой. Не обойдется и без новых фольксвагеновских фишек – системы полуавтоматической парковки Park Assist, выдвижного фаркопфа. Странно, но мультифункциональный руль с кнопками управления аудиосистемой, бортовым компьютером и круиз-контролем тоже появится только в 2009 году – сейчас на руле "Тигуана" можно увидеть только логотип "народной марки".
За базовые комплектации Tiguan "Sport and Style" и "Track and Field" с двигателем 1,4 TSI дилеры просят от 904 тысяч рублей. Двухлитровый мотор с шестиступенчатым "автоматом" обойдется в 1053550 рублей. Будет ли компактный кроссовер от Volkswagen успешным, покажет время, продажи только начались. Пока балом правят сплошные японцы – Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Toyota RAV4, Mitsubishi Outlander XL, Honda CR-V и Suzuki Grand Vitara, каждый из них удерживает около 10 процентов доли рынка, в количественном выражении – около 20-25 тысяч автомобилей в год. Однако рост в этом сегменте стабильный: в 2006 году – 64 процента, в 2007 – 62 процента. Список бестселлеров скоро пополнит Mazda, которая представит прототип компактного кроссовера Kazamai на Московском автосалоне в августе. Почти добрался до России кроссовер Renault Koleos, а вместе с Mitsubishi работают над созданием такого автомобиля и PSA Peugeot Citroen, их результат пока существует только в виде концепта Mitsubishi Concept-cX. Серийный автомобиль ждать осталось недолго…