Масло заменяют только при прогретом двигателе. В этом случае оно легче вытекает. Его выпускают, отвернув спускную пробку. Затем вывертывают спускные пробки фильтров грубой и тонкой очистки, снимают крышку фильтра тонкой очистки и заменяют фильтрующий элемент, или заменяют фильтрующий элемент в полиопоточном фильтре, очищают центрифугу, заворачивают спускные пробки, поддона картера, фильтров, заливают веретенное (промывочное) масло 2/3 объема, выворачивают свечи и стартером проворачивают коленчатый вал или пускают двигатель и дают поработать на холостом ходу в течение 3—5 мин, спускают промывочное масло, и в поддон картера полностью заливают свежее масло.
Заливка масла в поддон картера на крупных автотранспортных предприятиях производится из маслораздаточной колонки. Заливают масло через воронку с мелкой сеткой во избежание попадания в поддон картера посторонних примесей. После этого двигателю дают поработать на малых оборотах холостого хода, чтобы заполнилась система смазки. Затем его останавливают и через 5—7 мин замеряют уровень масла и при необходимости производят доливку.
Промывать систему смазки двигателя рекомендуется через дветри смены масла. Это обязательно делают и при переходе на весеннелетний и осеннезимний периоды эксплуатации.
На автотранспортных предприятиях со специализированным техобслуживанием автомобилей для промывки поддонов картеров без их снятия применяют моечные установки. Монтируют их на тележке, которые приводятся в: движение от электромотора. Промывочную жидкость заливают в бачок, откуда она поступает в насос. Из насоса жидкость идет в центробежный фильтр, а из фильтра через шланг и пистолет,—.в заливную горловину, двигателя. Когда насос работает, он подает жидкость в поддон картера двига
Геля и отсасывает ее; масло проходит через магнитный фильтр — OTi I nil ник и снова поступает в бак.
В качестве промывочной жидкости применяют смесь 90% уайтI иприта и 10% ацетона. Систему смазки можно промывать и ди|. 1Ы1ЫМ топливом. В этом случае в поддон картера заливают 0,6— О 01 ч’о объема дизельного топлива, дают кратковременно порабогать двигателю в течение 2—3 мин на холостом ходу, или проворачивают несколько раз стартером или рукояткой коленчатый вал при Вывернутых свечах. Затем промывочную жидкость сливают.
Более рациональный способ промывки масляной системы — проМЫВКа при помощи нагнетателя. При этом вынимают фильтрующий 1ент, колпак фильтра ставят на место и промывают дизельным с помощью нагнетателя всю масляную систему.
Промывая подшипники коленчатого вала, следует проворачи|||. сю, чтобы промылись все шейки. Затем промывают всю мас| HI\ к> систему чистым маслом для удаления дизельного топлива. I II промывки масляной системы нагнетателем в этом случае1 ну| I и набор штуцеров, чтобы можно было подключиться к масляной истрали. При хорошем уходе за системой смазки, очистке центрифуги, при регулярной смене фильтрующих элементов срок служим масла увеличивается в 2—3 раза.
На автомобиле «Москвич412» устанавливают полнопоточный фильтр с бумажным фильтрующим элементом, который заменяют при смене масла в картере. Для этого выворачивают пробку 1 (рис, 14) и сливают отстой из корпуса фильтра; отворачивают центральный болт 2 и снимают корпус 3 вместе с фильтрующим элементом, вынимают опорную шайбу 4, уплотиительные кольца 5, 6, 7, фильтрующий элемент 10, шайбу 8, пружину 9, очищают и промывают корпус, вставляют новый фильтрующий элемент и собирают в обратном порядке. При этом надо иметь в виду, что масляный фильтр можно снять только на осмотровой яме.
На автомобилях ВАЗ устанавливают также полнопоточный масляный фильтр. Элементы (основной — бумажный, а дополнительный—из специальной пластмассы) смонтированы в стальном штампованном корпусе. Фильтр неразборный. Его заменяют в сборе при каждой замене масла, т. е. через 10 ООО км.
На двигателях ГАЗ24 устанавливается полнопоточный фильтр с картонным элементом. Одновременно со сменой масла в двигателе заменяют и фильтрующий элемент. В случае применения масла
АС8 фильтрующий элемент заменяют через каждые 3000 км пробега.
Как заменить фильтрующий элемент (смотреть статью под номером 15)? Вначале выворачивают пробку / и сливают отстой. Затем отвинчивают болт 2, снимают крышку 3, вынимают фильтрующий элемент 4, очищают внутреннюю часть корпуса, заменяют фильтрующий элемент и собирают фильтр.
На двигателях ЗМЗ53 устанавливают центробежный фильтр очистки масла. Разборка фильтра для промывки (смотреть статью под номером 16) осуществляется так: отворачивают гайку 1, снимают защитный кожух 2, гайку 4, колпак 3 и сетку 5. Затем фильтр очищают от грязи и промывают. Сборка производится в обратной последовательности. При постановке колпака на место следует
не допускать перекосов, так как могут быть повреждения резинового уплотнителя 6. При отворачивании гайки 4 не следует удерживать кожух заклиниванием отверткой, так как может нарушиться балансировка. Ротор снимают лишь в крайних случаях.
Разборку и мойку фильтра производят при смене масла в поддоне картера двигателя. Если при разборке фильтра на стенках колпака толщина отложений превышает 15—20 мм, то разборку и промывку фильтра следует вести при каждом ТО1. . .На двигателях ЗИЛ вместо масляных фильтров грубой и тонкой очистки устанавливают полнопоточный фильтр центробежной очистки масла. Уход за ним ведут следующим образом: на слух ежедневно проверяют работу центрифуги, а очистка ее от грязи производится при замене масла в поддоне картера двигателя. Для этого останавливают двигатель, дают выдержку 20—30 мин, сливают масло из центрифуги (иначе оно может попасть на двигатель) и ведут разборку аналогично фильтру центробежной очистки масла двигателя ЗМЗ53.