Каждый автомобилист периодически сталкивается с проблемой выбора охлаждающей жидкости. Тосол или антифриз? На самом деле никакой функциональной разницы между продуктами тосол и антифриз не существует. И тот и другой относятся к разряду жидкостей для системы охлаждения двигателя автомобиля. Другое дело – состав конкретной жидкости
Российский стандарт (ГОСТ 28084-89) на охлаждающие жидкости (ОЖ) для автомобилей включает в себя лишь перечень лабораторных испытаний, которые должна пройти охлаждающая жидкость для подтверждения ее пригодности к эксплуатации. Требования автопроизводителей, как российских, так и зарубежных, предусматривают, кроме лабораторных, также проведение более дорогостоящих и длительных испытаний на стендах (установках, имитирующих работу двигателя) и, главное, на реальных автомобилях в процессе их эксплуатации. Только после успешного проведения всех трех этапов испытаний автопроизводитель выдаст официальный допуск для использования охлаждающей жидкости в своих автомобилях. Такие допуски являются во всем мире исключительным документом, разрешающим заливать данную жидкость в автомобиль данного вида. Система допусков всегда существовала и существует до сих пор в России. Полный цикл испытаний ОЖ, включающий лабораторные в объеме ГОСТ 28084-89, стендовые и ходовые, проводят АВТОВАЗ, КАМАЗ, 25-ый НИИ Минобороны РФ. Списки жидкостей, допущенных для использования, приводятся в сервисных книжках автомобилей, имеются в документации автозаводов. Однако, производители охлаждающих жидкостей не стремятся к получению допусков поскольку это дорого, хлопотно, и лишь малая часть производимых в России тосолов сумеет выдержать эксплуатационные испытания.
Многие негативные свойства ОЖ проявляются только в процессе эксплуатации.
Как выбрать качественную охлаждающую жидкость? Первое, что нужно сделать – это определить, к какой группе относится данный продукт:
1) Антифризы нового поколения с использованием карбоксилатной технологии, где в качестве основных ингибиторов коррозии используются соли органических кислот. Эти продукты имеют срок службы до 5 лет. По своим эксплуатационным свойствам антифризы нового поколения значительно превосходят требования американских и британских стандартов.
2) Традиционные ОЖ, которые могут содержать силикаты, бораты, нитриты, нитраты, фосфаты и амины. Срок службы у них, как правило, не превышает 2-х лет. Ведущие мировые производители антифризов уже ограничили выпуск таких продуктов, так как они не обеспечивают надежной защиты современных двигателей.
3) Существуют также ОЖ, в которых сочетаются карбоксилатные присадки (новое поколение) с силикатами, боратами и редко с нитритами. По своим эксплуатационным свойствам эти продукты приближены к жидкостям 1-й группы, но имеют более короткий срок эксплуатации – 3-4 года.
Принципиальное отличие ОЖ 1-й группы состоит в том, что карбоксилатные присадки очень долго сохраняют исходную концентрацию, обеспечивая надежную защиту системы охлаждения при длительной эксплуатации. Присадки ОЖ 2-й группы расходуются довольно быстро и даже в течение первого года эксплуатации эффективность их защиты от коррозии заметно снижается.
Тосолы относятся ко 2-й группе. Разумеется, это не значит, что для отечественных автомобилей подходит только эта группа. Антифризы из 1-й группы будут защищать все материалы двигателей (включая шланги из эластомеров) всех отечественных моделей с таким же успехом, как они защищают двигатели иномарок. Чтобы правильно сравнить стоимости продуктов 1-й группы с тосолом цену последнего следует умножать на 2, 5 (разница в сроках службы). И это еще не все, так как в первые два года эксплуатации антифриз с пятилетним сроком будет защищать двигатель значительно лучше, чем тосол в пределах своего двухлетнего срока.
Второе, что нужно выяснить при покупке ОЖ – это наличие допусков, хотя бы от отечественных автопроизводителей. Считанные российские жидкости прошли официальную процедуру получения допуска АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ и др. До недавнего времени ни один отечественный производитель не имел официальных допусков на применение в автомобилях иностранного производства. Для российских ОЖ получить такой допуск от любого солидного зарубежного автопроизводителя сложно, дорого и долго.
Один из вариантов решения этой проблемы нашла российская компания ОАО Техноформ, которая создавалась специально для производства ОЖ нового поколения. Она изготавливает свои ОЖ (1-й группы) на основе одного из лучших пакетов ингибиторов коррозии и технологии бельгийской компании Arteco (совместное предприятие Total и Chevron-Texaco). На полностью автоматизированном производстве компании Техноформ установлено самое современное в России оборудование ведущих мировых производителей, которое гарантирует качество каждой партии выпускаемого продукта. Периодические проверки системы контроля качества, проводимые компанией Arteco, сделали возможной реализацию процедуры получения официальных допусков к применению этих ОЖ в импортных автомобилях.
Антифриз COOLSTREAM компании Техно-форм уже получил допуски от компаний FORD, MAN и Daimler-Chrysler. Антифризы этой марки заливаются на конвейере ТАГАЗ в автомобили Hyundai. Успешно проведен комплекс испытаний в 25-ом НИИ Минобороны РФ, завершаются ходовые испытания на АВТОВАЗе и КАМАЗе. В настоящее время компания Техноформ приступила к всесторонней проверке собственной системы контроля качества для получения сертификата ISO/TS 16949, Такого сертификата пока не имеет ни один российский производитель антифризов.
При высочайшем качестве, цены на антифризы COOLSTREAM конкурентоспособны как в сравнении с импортными продуктами (класс Премиум), так и в сравнении с российскими тосолами и антифризами (класс Стандарт). Выбор охлаждающей жидкости – серьезное дело, требующее разумного подхода. Если вам не все равно, что будет с вашей машиной через несколько лет, выбирайте антифризы нового поколения.