Особенно бережно хранят в музее спортивные модели. Подходим к несколько странному на вид Sonett Super Sport. Машина с кузовом из стеклопластика (всех заразил Chevrolet Corvette) стала сенсацией Стокгольмской автомобильной выставки 1956 года. Трехцилиндровый мотор для нее форсировали – страшно подумать! – до 57,5 л.с. Но Saab построил всего шесть таких автомобилей. Этот – первый. Известен еще один, на нем иногда дают поездить.
Удивительнее другое: в сентябре 1996-го, то есть спустя 40 лет после дебюта, Sonett Super Sport установил новый шведский рекорд скорости для машин класса до 750 см3 – 159,4 км/ч. Большинство из 45 экспонатов музея живые – участвуют в многочисленных исторических ралли, выдаются на журналистские тесты.
Есть даже автомобиль, о существовании которого мало кто подозревает – настолько он не вписывается в портрет Saab – болид гоночной формулы Юниор.
В 1959 году эта формула вошла в международный регламент, и энтузиасты из Saab решили попытать счастья. На следующий год построили две машины, окрасив их в цвета национального флага. Снова использовали трехцилиндровый двухтактный мотор, из которого торчали уши довоенного DKW. На этот раз расточили его до 940 кубиков и выжали 86 лошадей. Агрегат положили на бок перед коробкой передач. На передние ведущие колеса болида пришлось до 70% массы, из-за чего он решительно отказывался входить в повороты!
А это вообще зрелище не для слабонервных – Saab 9-3 Viggen (Гром) в подготовке для подъема на американскую гору золотоискателей Пайке Пик. Эту гонку еще называют Дорогой в облака: высота подъема – 4303 м! На протяжении 190 км пути ждут 156 поворотов без отбойников. Перепад высот приводит к кислородному голоданию моторов, потери мощности доходят до 60% – турбонаддув начинает играть здесь едва ли не главенствующую роль.
У турбонагнетателя Garrett 2008t колоссальное рабочее давление – – 3,5 бар. Это даже не overboost – кратковременное увеличение давления наддува, применявшееся на автомобилях Saab в 90-е годы. В результате четырехцилиндровый 16-клапанный мотор объемом 2047 см3 развивает 800 л.с. при 8500 об/мин, а крутящий момент у него – 710 Нм при 6500 об/мин. Понятно, такое возможно непродолжительное время, но расчет был сделан на колоссальную потерю отдачи на высоте.
Показатели вынудили оснастить машину двухдисковым углепластиковым сцеплением. Максимальная скорость автомобиля – 240 км/ч, а до сотни при массе 1050 кг он пуляет за 2,2 с. Почти столько же требуется другому Viggen, реактивному перехватчику Saab. Как видим, и в этом случае авиационный бэкграунд беспроигрышно работает на имидж автомобилей шведской марки Saab.