Если надежность и конструктивную продуманность – следствие авиационной школы – можно причислить к достоинствам первого серийного Saab, то изрядный перечень его потребительских недостатков можно объяснить полным отсутствием у его создателей школы автомобильной. Saab-92 был тесен, недостаточно тяговит, имел плохую обзорность. Инженеры сами загнали себя в ловушку: ограниченность финансирования и негибкость производства на долгие годы привязали завод к одному типу кузова.
В нем, например, пришлось прорезать проем для крышки багажника (только представьте себе: в 92-м поклажу грузили через салон, откинув спинку заднего дивана), а вот прибавить вторую пару дверей так и не удалось. Их так и осталось три – в том числе на универсале Saab-95, производство которого начали в 1959 году, и на хэтчбеке, который не пошел в серию. Достаточно окинуть взглядом музейный зал: контуры первенца-92 сквозят сквозь тщетные попытки Сасона оживить дизайн и в 93-й, и в 96-й моделях даже тогда, когда архаичный мотор (по лицензии DKW) заменят более прогрессивным фордовским V4 мощностью 65 л.с. (1966 год). Кстати, выпускали такую машину до 1980 года.
И вот, в ноябре 1967 года – сенсация! Совершенно новый Saab-99. Сикстен Сасон превзошел сам себя одно панорамное ветровое стекло под углом 45 градусов к вертикали чего стоило! По нему еще долго будут выделять в потоке машины этой шведской марки.
Под стать и начинка. Британская инжиниринговая фирма Ricardo спроектировала прекрасный четырехцилиндровый двигатель. Аналогичный достался британской фирме Triumph, у которой шведы его первое время закупали. Мотор установили продольно под углом 45 градусов к вертикали, что позволило сильно опустить капот. Интересная деталь: маховик располагался на переднем носке коленчатого вала, а на заднем крепилась пластинчатая цепь Морзе, передававшая вращение на коробку передач. Стоит заглянуть под бампер 99-му – от одного вида нижнего трапецеидального рычага передней подвески веет непобедимостью, пружина упиралась в верхний рычаг.
Это стало фирменной чертой машин Saab на годы. Фирма, еще недавно не имевшая опыта, жадно нарабатывала его в гонках. На весь мир гремели имена Эрика Карлсона (прозванного за одну памятную аварию Эриком на крыше), Пера Эклунда, Стига Блюмквиста и других раллистов. Еще одной приметой Saab-99 стала трубчатая дуга безопасности в рамке ветрового стекла. Она не только предохраняла при переворачивании – вкупе с реечным рулевым механизмом еще и обеспечивала машине прецизионную управляемость. Прибавьте к этому дисковые тормоза на всех колесах и магическое слово Turbo, ставшее почти синонимом автомобилей Saab в 1976 году. Кстати, история с кузовами повторилась вновь – кузов от 99-го достался модели 900.