А началось все с самолетов. Первой моделью, названной Saab, стал штурмовик образца 1938 года Saab-17. Правда выпускали самолеты не в Тролльхеттане, а в Линчепинге, что на полсотни километров севернее. Фирма родилась как государственный авиационный консорциум в преддверии возможной войны. Там, в Линчепинге, и хранятся сегодня исторические самолеты. Разделены обе экспозиции не случайно: авиационное предприятие входит в состав корпорации British Aerospace, а автомобильное в General Motors. Общее между ними не только название, но и участие финансистов Валленбергов, держащих части акций обоих предприятий. Об этой могущественной семье можно писать книги – достаточно вспомнить загадочное исчезновение Рауля Валленберга в застенках Лефортово.
Проектировать первый автомобиль поручили команде из 20 авиаинженеров и художнику Сикстену Сасону, прежде иллюстрировавшему инструкции для пилотов и механиков. Руководил проектом 92 начальник отдела оперения Гуннар Люнгстрем. Даже чтобы экономить 100 л бензина в год, обтекаемый автомобиль не должен напоминать лягушку, – объяснял инженер художнику Сасону, и едва построенный макет будущей машины (в масштабе 1:10) тотчас засунули в аэродинамическую трубу Шведского королевского аэродинамического института. Было это 15 апреля 1946 года. Настоящий автомобиль построили летом – – приладили двухтактный трехцилиндровый двигатель от немецкой машины DKW. Его мощность составляла всего 20 л.с.
Автомобильное производство развернули в Тролльхеттане в 1949 году. Как и положено на военном предприятии, нумерация осуществлялась в точном соответствии с заранее определенным порядком. Первая модель – Saab-92. Номера от 1 до 89 отводились боевым самолетам, под индексом Saab-90 и Saab-91 строились гражданские аэропланы Scandra и Safir, ну а автомобили…
Однако один раз порядок все же нарушили – в 1985 году у Saab появилась модель 90, созданная на основе Saab-99, но с задком от Saab-900.