До дня летнего солнцестояния оставалась еще неделя, а для команд, их участие в легендарной гонке «24 часа Ле – Мана», самый длинный день в году уже наступил. Даже не день, а целые сутки!
Эту гонку называют 24 – часовой отнюдь не для красного словца. Она действительно длится ровно сутки. Аналогов в мире нет. Для примера: проводимые в течение года этапы «Формулы – 1», вместе взятые, короче одной этой гонки.
—Неужели они едут все 24 часа? —частенько спрашивают далекие от автоспорта люди.
—Едут! —отвечаю. —Даже в темноте. При свете фар. И лишь иногда останавливаются…
А для совсем уж несведущих добавляю, что такие остановки в автоспорте называются пит – стопами. В это время автомобили дозаправляют, если есть необходимость, меняют резину, а иногда, по мере усталости, и самих гонщиков. Здесь же осуществляется мелкий текущий ремонт: тормозные колодки, побитые обтекатели и прочая мелочевка. Тем временем гонка не ждет. Соперники продолжают наматывать круга по трассе. И бывший лидер, заехавший на пару минут в боксы, тут же становится догоняющим.
Обидно, невыгодно, нерационально… Но заезжать в боксы приходится довольно часто —в среднем раз 20 —30 за гонку. Поэтому команды стараются сделать пит – стопы максимально короткими.
—Так что же, гонку можно выиграть на одних только пит – стопах? —спросите вы.
—Не только. Но от времени, проведенного в боксах, во многом зависит исход борьбы.
Например, команда Audi до недавнего времени выставляла на старт только открытые автомобили. По аэродинамике, а значит и максимальной скорости, они проигрывали закрытым прототипам Peugeot. Зато смена гонщика на пит – стопе у них проходила на доли секунд быстрее. Ерунда? Вовсе нет. Немцы все рассчитали и сочли эти мгновения важными. Французы же предпочли отыгрывать секунды на трассе.
В этом году регламент гонки немного изменился, и выигрыш от отсутствия крыши практически свелся на нет. Команда Audi тут же выставила новый автомобиль. Такой же закрытый, как у их главных конкурентов из команды Peugeot.
Игра на все деньги
В последние годы едва ли не главной интригой гонки в Ле – Мане было противостояние французов и немцев. Три года назад победу одержала Audi. Два —Peugeot. В прошлом году первыми стали снова немцы. В этом французы приехали побеждать, но…
Гонка 2011 года, несомненно, войдет в историю. Такого накала страстей в Ле – Мане не было давно. Две первые позиции на стартовой решетке заняли логотипы Audi. За ними стояли два Peugeot. А следом —еще один Peugeot и…
снова Audi. Но уже на 14 – м кругу при неудачной попытке обгона один из болидов Audi буквально в брызги был разбит об отбойник. Пилот, к счастью, не пострадал. Вторая немецкая машина выбыла из гонки уже ночью. Из-за темноты никто даже не понял, что произошло. Единственному оставшемуся на трассе экипажу Audi пришлось бороться с тремя машинами Peugeot и ехать, что называется, на все деньги. Тактические игры для немцев кончились.
Пилоты Peugeot тем временем без каких-либо серьезных проблем продолжали двигаться вдумчиво и аккуратно, придерживаясь намеченных тактических планов. Но интрига сохранялась до последних секунд гонки. Пивная борьба развернулась на последних кругах. Ее итог: первый —Audi, за ним с отставанием менее 14 с —Peugeot..
Питстопов у французов, как и планировалось, получилось меньше: всего 28 против 31 у немцев. Но, увы, это не помогло выиграть. Зато все остальные призовые места достались Peugeot!
Peugeot 908
Этот спортпрототип был разработан специально для выступления в гонках серии Ле – Ман. Он оснащен дизельным двигателем V8 объемом 3,7 л. Благодаря использованию двойного турбонаддува с такого, в общем – то, не слишком впечатляющего объема снимается 550 л.с. Официальных данных о динамике машины просто не существует —время разгона и максимальная скорость сильно зависят от настроек. Но, учитывая то, что кузов прототипа сделан из легкого карбона и весит такой автомобиль где-то около 900 кг, можно представить себе, какой он быстрый! Правда, в гонках на выносливость скорость —не самое главное. Важнее то, что прототипы Peugeot уже который год стабильно доезжают до финиша и по праву считаются одними из самых надежных!
Peugeot 905
Французский спортпрототип впервые выехал на гоночную трассу Ле – Мана в 1991 году. Эта гонка была неудачной, из-за поломок ни одна из машин не добралась до финиша. Но уже годом позже Peugeot 905 стал победителем, заняв первое и третье места на подиуме. А1993 год стал для его противников просто разгромным —все три призовых места достались французам.
Регламент соревнования в те годы был иным, и потому старый Peugeot 905 мощнее и быстрее нового 908 – го. Его бензиновый двигатель V10 выдавал сперва 650, а позже —более 700 «лошадей». В 1993 – м спортпрототип Peugeot 905В за сутки проехал 375 кругов по трассе Ле – Мана, а в этом новый 908 – й —только 355. Спишем это на то, что после аварий весь пелетон долго был вынужден ехать за пейскаром?
История гонки в Ле – Мане
«24 часа Ле – Мана» —на сегодняшний день старейшая автомобильная гонка в мире. Впервые она состоялась в 1923 году и с тех пор проводилась ежегодно с перерывом только на Вторую мировую войну. Кстати, мало кто знает, что именно в Ле – Мане зародилась традиция обливать победителей соревнования, да и всех вокруг, шампанским. Говорят, что первым в 1967 – м это сделал пилот команды Ford Дэн Гарни.
Большая часть трассы, по которой проходит гонка, приходится на дороги общего пользования, которые перекрываются на время заездов. Но есть и специально построенные участки. Обычно на старт выходят 50-55 автомобилей. Правила просты: выигрывает тот, кто за сутки проедет больше кругов. Нагрузка на технику и пилотов колоссальная. Именно поэтому гонку в Ле – Мане называют соревнованием на выносливость!