Для тех, кто хочет попробовать свои силы в соревнованиях spl, но не знает, с чего начать.
В последнее время большую популярность приобретают автозвуковые соревнования, среди которых самые зрелищные —это, конечно же, соревнования по неограниченному звуковому давлению. Мощные сабвуферы, сотрясающий бас, сногсшибательные цифры на табло измерительного комплекса никого не оставляют равнодушным.
Как и в любых соревнованиях, у ЭРищиков существует разделение на классы. В младших соревнуются обычные гражданские автомобили с минимальными переделками, в которых просто установлены громкие сабвуферы. Эти классы открыты абсолютно для всех. Но самые высокие результаты обычно показывают системы участников, выступающих в старших классах. Это уже не совсем гражданские автомобили, а большей частью серьезно переделанные корчи, в которых салоны превращены в настоящие "звуковые капсулы".
В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ
Перед участниками соревнований по SPL стоит задача —получить внутри автомобиля наибольшее звуковое давление. Тут нужно кое-что прояснить. Дело в том, что звуковое давление —это совсем не то же самое, что и атмосферное. Что делает динамик сабвуфера? Он сжимает и разжимает воздух внутри салона автомобиля, и понятие "звуковое давление" характеризует как раз эту самую разницу между самым разреженным и самым "давящим" состояниями. Поэтому и единицы измерения относительные —децибелы.
Если рассчитать сабвуфер так, чтобы максимум его отдачи приходился на резонансную частоту салона, то результат можно значительно улучшить, не прибегая к увеличению мощности усилителей.
ЧТО ВЫБРАТЬ?
Какое выбрать акустическое оформление для SPL – ного сабвуфера? Закрытый ящик хорош для "звуковых" систем, а вот для "давильных" не очень подходит, потому как эффективность у него не самая высокая. Бандпасс теоретически может дать очень приличную прибавку в звуковом давлении за счет своих акустических свойств, но при этом малейшие погрешности в расчетах и параметрах динамиков, и все труды идут прахом. Поэтому для участия в соревнованиях по звуковому давлению самое оптимальное решение —фазоинвертор.
КАК СТАВИТЬ?
Не торопитесь направлять сабвуфер в сторону лобового стекла, это не всегда может дать максимальный результат. Если взять отдельно взятый сабвуфер, развивающий, к примеру, 100 дБ на расстоянии 1 м, и поставить его на пол, то можно получить прибавку до 3 дБ. Пододвиньте его к стене, и получите еще плюс 3 дБ. А если и вовсе загоните саб в угол, то в теории получите выигрыш в звуковом давлении сразу на 9 дБ! Чем больше отражающих поверхностей находится рядом с источником звуковых волн, тем выше концентрация излучения и, соответственно, звуковое давление.
Каким же образом можно получить в салоне автомобиля высокое звуковое давление? Очевидных решений два. Во-первых, можно увеличивать площадь диффузоров, "толкающих" воздух. И, во-вторых, увеличивать силу, с которой диффузоры динамиков будут толкать
воздух. Это все экстенсивные пути решения поставленной задачи, что называется, в лоб. Третий же фактор, о котором часто забывают новички, но который может значительно способствовать увеличению звукового давления —резонансы салона. Кстати, если ими пренебречь, то они могут сыграть и злую шутку —попав в антирезонанс, можно получить хилые результаты даже от самых мощных систем, когда звуковые волны, накладываясь друг на друга, будут взаимогаситься.
Нас интересуют резонансы ниже 100 Гц, поскольку именно на этих частотах и проходят замеры. Обычно это область 40-60 Гц. Конкретная частота определяется чисто геометрическими параметрами, в частности, длиной салона, она равна четверти волны на резонансной частоте. Исходя из этого, частоту резонанса легко найти по формуле Fpe3 = 340/41, где I —это длина салона.
В некоторых автомобилях может быть хорошо выражен еще один резонанс —поперечный, как правило, он слабее, но иногда его тоже можно иметь ввиду.
Для того чтобы выбрать оптимальную частоту, на которой звуковое давление обещает быть самым высоким, можно провести такой эксперимент. Возьмите небольшой сабвуфер в закрытом корпусе, запишите диск с синусоидальными сигналами частотой от 30 до 60 Гц и прослушайте его, когда сабвуфер находится вне автомобиля. Запомните, с каким уровнем звучат разные частоты. Теперь поместите саб в автомобиль, закройте все двери и прогоните диск еще раз. Вы заметите, что отдельные частоты будут звучать громче. Наиболее заметная разница будет наблюдаться как раз на резонансных частотах. Включайте саб достаточно громко, но ни в коем случае не до экстремизма! Запасных ушей не бывает!
КОГДА СНОСИТ КРЫШУ
Этот простой способ неплохо подходит для участников, готовящих автомобили в младшие классы. А вот для старших классов подобные эксперименты лучше проводить не ушами, а измерительным прибором. Дело в том, что при достаточно высоких результатах кузов начинает, мягко говоря, вносить свои коррективы —панели начинают "играть", и резонансные явления могут заметно отличаться оттого, что вы спрогнозируете при малых уровнях громкости.
Самый наглядный пример —вибрации крыши. Вступая в резонанс, она будет работать как огромный диффузор динамика. Эти колебания могут как помочь поднять звуковое давление, так и погасить его. Спрогнозировать поведение кузовных панелей заранее просто невозможно, тут поможет только эксперимент. Но можно влиять на частоты, на которых панели входят в резонанс —наклеивание вибродемпфирующего материала снижает резонанс.
В общем, как видите, чтобы получить высокое звуковое давление, нужны не только мощные усилители и большие сабвуферы. Ловите резонансы салона, только они принесут вам высокие результаты. Дерзайте, пробуйте, экспериментируйте, и не бойтесь участвовать в соревнованиях!
ЧЕМ ПИТАТЬ?
Мощные усилители должны соответствующе питаться, и штатный аккумулятор в этом деле —плохой помощник. Посмотрите лучше в сторону специализированных гелевых —Optima, Stinger, Hawkins и т.п. Буферные конденсаторы для SPI – тоже бесполезны, ведь они накапливают заряд, чтобы отдать его в первые мгновения мощного сигнала, а при замерах звукового давления приходится "дудеть" на протяжении нескольких секунд. Заряд конденсатора быстро иссякает, после чего "пустая банка" в цепи питания принесет больше вреда, чем пользы.