Зима – время года, которое беспощадно проверяет элементарные знания и опыт автолюбителя, начиная с тонкостей вождения и заканчивая элементарным уходом за машиной. Как известно, дураки учатся на своих ошибках, умные – на чужих. И, поскольку в наш век интернета человеку доступна практически любая информация, дураков среди нас уже не осталось. Остались ленивые, которым не хочется делать лишних движений или упрямые, те, что, прочитав, как надо, делают всё наоборот. Конечно, это вовсе не означает, что, если Вас понесло на дороге или Ваш любимый «тёплый домик» не заводится с утра, Вы непременно должны относить себя к какой-либо из этих категорий граждан. Бывают ещё и случайные явления. Однако наша задача состоит в том, чтобы уменьшить их количество, а значит не перепутать простое невезение с собственной ленью или упрямством. В случае с машиной больше повезёт тем, кто привык долго запрягать. Или готовить сани летом.
1. Готовь сани летом! Это самый первый способ завести машину зимой. Лето, как лето, а вот поздняя осень – самое время основательно подготовиться. Подлейте воды в аккумулятор, протрите, а лучше почистите наждачкой клеммы и плотно прикрутите их на место. Если АКБ уже старая, лучше замените её. Смените моторное масло на менее вязкое: полусинтетику или синтетику с показателями 5W или 0W. Выкрутите свечи, проверьте, нет ли нагара, и, при необходимости, замените. Проверьте целостность всех трубок которые идут от впускного тракта к другим системам или элементам и плотность мест их соединения. Убедитесь в том, что не проскальзывает ремешок генератора. Запаситесь аэрозолем типа «Быстрый старт». Залейте в бачок незамерзающую жидкость для стёкол. В морозную погоду она не особенно нужна, но, замёрзнув, может повредить каналы, по которым она движется. Положите в багажник провода прикуривателя и буксировочный трос.
2. Как правило, главный виновник незаводки машины – аккумулятор. В сильные морозы его рекомендуется снимать на ночь и нести в тепло. Если, конечно, Вы не женщина и если вес самой АКБ не утомляет таскать и присоединять его каждый день, пока стоит мороз. Если утомляет, купите новый аккумулятор или найдите тёплое место для всей машины – гараж, пусть даже не отапливаемый. В закрытом помещении температура всегда на несколько градусов выше, чем на улице.
3. Перед заводкой немного «разбудите» АКБ: на несколько секунд включите дальний свет (10 секунд), или ближний (на 15-20секунд), или противотуманки, или обогрев заднего стекла. Это немного согреет электролит и повысит его ёмкость.
4. Выключите фары, магнитолу, кондиционер, обогрев заднего стекла и печку. Выжмите сцепление и начинайте заводить. Если двигатель инжекторный, нажимать на «газ» не надо. Часто с первого раза, т.е. за 10-12 секунд, двигатель не заводится, тогда надо всё заглушить, подождать полминуты и повторить операцию. Гонять стартер более продолжительное время не рекомендуется. Если с каждым последующим действием двигатель крутится всё дольше, значит, есть смысл повторять перезапуск до полной заводки мотора. Максимум это пять – семь попыток.
5. После запуска медленно отпустите сцепление (КП на нейтрали) и не менее двух минут (или 10-15 минут для карбюраторного двигателя) прогревайте машину. Потом поезжайте.
6. Два «нельзя» для морозной погоды. Нельзя мыть машину. Нельзя оставлять её на ночь на ручнике. И даже не пытайтесь делать иначе – примёрзнут тормозные колодки. Но наши люди уже придумали, как справляться и с этой бедой. Позовите другую машину, и пусть она немного «подует» Вам на колесо из выхлопной трубы. Замёрзшие замки лучше всего отогреваются феном, если, конечно, есть, куда его подключить. Кому приходилось пользоваться специальными жидкостями для размораживания замков, знают, какие это «припарки»: они или требуют столько времени, что пока откроешь замок, замёрзнешь, или вообще имеют свойство быть закрытыми в бардачке внутри автомобиля. Поэтому читай п. 6 сначала.
7. Жители северных районов ночью не спят, а примерно каждые два часа прогревают свои машины – у них морозы доходят до 40-50 градусов. Из тех, кто спит – счастливые обладатели сигналок с пультом дистанционного управления и памятью, программируемой на запуск в зависимости от градуса мороза или от времени простоя. Стоит такая вещь от 200 у.е. А те, кто побогаче, имеют пусковое устройство стоимостью от 4000 руб., или полностью автономное пусковое устройство, стоит ещё дороже, зато проблем с запуском вообще никаких.
8. Если машина не завелась в соответствии с п.п. 1-5, пробуем более радикальные меры. Вечером, заглушив мотор, залейте в маслоналивное отверстие 10-200 г 92-го бензина, снимите разъём с датчика Холла и крутим несколько оборотов стартера. Утром поставьте разъём на Холл и заводим.
9. Помните, что некачественный бензин беда для двигателя, а в мороз ещё большая беда. Всю морозную зиму при остановке на парковку следует держать уровень бензина в баке не менее 2/3 объёма. Это значительно уменьшает количество вредного конденсата. От него же рекомендуется покрывать специальным силиконом провода и трамблер.
10. И, наконец, комплекс самых радикальных мер, применяемый бывалыми водилами с многолетним стажем. Масло – полусинтетика. На ночь аккумулятор – в тепло. В двигатель – антифрикционные тефлоновые присадки. В карбюратор – пшикаем эфирную жидкость типа «Быстрого старта». Все «пшикалки» применяем точно в соответствии с инструкцией. Свечи – чистые, не старые, с уменьшенным зазором, лучше иридиевые. Утром осматриваем машину, не забило ли льдом выхлопную трубу. Поморгали дальним светом – и поехали. Но поначалу не так быстро. Проедьте со скоростью 40 км/ч несколько километров, пусть машина прогреется окончательно.
Если что, цепляем авто на «галстук», включаем вторую передачу – и заведётся, как миленькая. После этого не дайте ей заглохнуть, нажав на педаль газа и выключив сцепление. А если и это не помогло, оставьте машину в покое. У неё тоже есть душа. Может быть, ей сегодня просто не хочется никуда ехать… Если дело, конечно, не в топливном насосе…