На эффективность работы автомобиля и безопасность движения в первую очередь влияет техническое состояние рулевого управления и переднего моста, тормозов, колес и шин, исправность и бесперебойность работы освещения, звуковой и световой сигнализации, стеклоочистителей, стекол. Имеет значение и бесперебойная работа двигателя на всех режимах, исправность ходовой части и трансмиссии автомобиля. Для поддержания его в надлежащем состоянии необходимо тщательное техническое обслуживание с установленной периодичностью, а также повседневный контроль за техническим состоянием со стороны водителя и соответствующих работников автотранспортного предприятия.
Правила дорожного движения требуют, чтобы техническое состояние транспортных средств отвечало условиям инструкций заводовизготовителей, а также Правилам технической эксплуатации. Требования на техническое состояние средств, перечень которых объявлен Правилами дорожного движения, несколько меньше, чем в правилах технической эксплуатации, так как содержат только наиболее важные (с точки зрения безопасности движения) пункты, исполнение которых обязательно для всех работников автомобильного транспорта и индивидуального автомототранспорта.
Рулевое управление. Состояние рулевого управления должно обеспечить легкость управления автомобилем, устойчивое его движение в заданном направлении при любых скоростях и дорожных условиях, минимальную отдачу обратных ударов на рулевое колесо— оно должно быть надежным в работе. В процессе эксплуатации изнашиваются и ослабляются крепления деталей рулевого управления, что влияет на увеличение свободного хода рулевого колеса, чем ухудшается управление автомобилем и устойчивость его движения. Поэтому Правилами дорожного движения запрещается эксплуатация при наличии следующих неисправностей в рулевом управлении:
величина люфта рулевого управления превышает норму, установленную заводомизготовителем;
затруднено вращение рулевого колеса;
не закреплены, не зашплинтованы, отсоединились либо повреждены детали рулевого управления;
неисправен гидроусилитель рулевого управления. Тормоза. В процессе эксплуатации автомототранспорта на безопасность могут влиять: износ тормозных накладок и тормозных барабанов, утечка воздуха или жидкости из привода и его негерметичность, приводящая к падению в нем давления, увеличенный ход тормозных педалей и т. д. Эффективность действия тормозной системы проверяется по следу торможения на горизонтальном, сухом и гладком участке дороги при коэффициенте сцепления не ниже 0,6, без нагрузки со скоростью 30 км/ч при однократном нажатии на тормозную педаль. По степени сходства следов, оставляемых колесами автомобиля на дороге, и по признакам заноса судят об одновременности начала торможения и равномерности распределения тбрмозных усилий по колесам автомобиля.
При проверке тормозной системы указанным методом в зависимости от марки и модели автомототранспорта тормозной путь должен отвечать определенным требованиям (смотреть статью под номером 97).
Эффективность действия тормозов определяется также с помощью специальных установок на пунктах диагностики баз технического обслуживания, фиксирующих величину тормозных усилий на колесах автомобиля.
Правилами дорожного движения запрещается эксплуатация транспортных средств, если имеется хотя бы одна из ниже перечисленных неисправностей в тормозной системе:
нарушение герметичности системы пневматических тормозов, вызывающее падение давления воздуха при неработающем двигателе более
1 кг/см2 в час; подтекает жидкость в гидравлической системе тормозов;
не работает манометр системы пневматических тормозов;
компрессор не обеспечивает установленного давления воздуха в системе пневматических тормозов;
отсутствует или неисправна тормозная система прицепа с разрешенным максимальным весом более 0,75 т;
рычаг (рукоятка) стояночного тормоза не удерживается запирающим устройством;
стояночный тормоз не удерживает транспортное средство независимо от условий его загрузки на подъеме или спуске с уклоном 16%;
на прицепе нет устройства для автоматического затормаживания на случай отрыва от тягового автомобиля;
на одноосном прицепе отсутствуют предохранительные (аварийные) цепи или тросы.
Колеса и шины. Важную роль в обеспечении безопасности движения играет состояние шин. При нормальном для данного автомобиля давлении воздуха в шине и нагрузке на нее, при исправном протекторе и правильной балансировке колес, в особенности на легковых автомобилях, достигается хорошее их качение и достаточное сцепление с дорогой.
Давление воздуха в шине, как известно, влияет на сопротивление качению, на коэффициент сцепления и устойчивость автомобильной Шины против бокового увода. Если одно из колес имеет меньшее чем в остальных давление, автомобиль «ведет» в сторону этого колеса. При износе протектора ухудшается сцепление с дорогой, что приводит к боковым заносам и скольжению колес вследствие уменьшения коэффициента сцепления даже на сухой дороге.
Правила дорожного движения устанавливают следующие требования к шинам и колесам автомобиля и запрещают их к эксплуатации в следующих случаях:
шина имеет сквозное повреждение или разрыв нитей корда, давление воздуха ниже установленных норм;
шина по размеру и допустимой нагрузке не соответствует модели транспортного средства;
колеса ненадежно закреплены на ступице;
на передней оси междугородного автобуса установлены шины, восстановленные по первой группе ремонта, а на задней — по второй группе ремонта;
на передней оси легкового автомобиля, автобуса (немеждугородного), троллейбуса установлены шины, восстановленные по второй группе ремонта;
протектор шины грузового автомобиля, мотоцикла имеет глубину рисунка по центру беговой дорожки менее 1 мм, автобуса и троллейбуса — менее 2 мм, легкового автомобиля — менее 1,6 мм.
Двигатель и трансмиссия. Правилами дорожного движения считается технически неисправным, непригодным к эксплуатации транспортное средство:
если затруднен пуск двигателя и его работа не устойчива на малых оборотах холостого хода;
если имеется подтекание топлива, масла и охлаждающей жидкости, пропуск газов в соединениях системы выпуска, неисправный глушитель, в отработанных газах содержание окиси углерода превышает установленную норму;
не включается или самопроизвольно выключается передача;
поврежден или вибрирует карданный вал, отсутствуют приспособления для подавления помех радиоприему.
Внешние световые приборы. Важную роль в безопасном и бесперебойном движении играет нормальная работа системы освещения и сигнализации. Правила технической эксплуатации и дорожного движения не допускают к эксплуатации автомобили и другие самоходные машины, если количество и размещение фар не соответствуют предусмотренному конструкцией; фары не отрегулированы в соответствии с инструкцией заводаизготовителя;
не горят фары, передний или задний габаритные фонари; не горит «стопсигнал», указатель поворота, опознавательный знак автопоезда; отсутствуют предусмотренные конструкцией транспортного средства или Правилами дорожного движения светоотражатели; не горит фонарь номерного знака либо его освещение не обеспечивает видимость знака на расстоянии 20 м.
В случае неисправности допускается отсутствие света одной фары или габаритного фонаря с правой стороны. С левой стороны транспортного средства свет обязателен. Согласно требованиям Правил дорожного движения цвет передних габаритных огней должен быть белым, а задних — красным, цвет передних, задних и боковых указателей поворота должен быть оранжевым, за исключением транспортных средств, указатели поворота которых совмещены с габаритными огнями. Цвет передних светоотражателей должен быть белым, боковых — оранжевым, задних — красным. В случае неисправности или отсутствия одного из перечисленных световых сигналов транспортные средства к эксплуатации не допускаются и считаются технически неисправными.
Кузов, кабина, дополнительное оборудование. «Правила дорожного движения» предъявляют к кузовам и кабинам определенные требования. В случае неисправности одной из перечисленных ниже частей и узлов автомобиля он не допускается к эксплуатации и считается неисправным:
когда лобовое стекло имеет дефекты, ухудшающие видимость пути; неисправны или отсутствуют стеклоочистители; отсутствуют зеркала заднего вида или зеркало для наблюдения за входными и выходными дверями в автобусах, троллейбусах и трамваях; неисправен звуковой сигнал; неисправны тяговосцепыые устройства автомобиля и прицепа или опорносцепное устройство тягача и полуприцепа; неисправен пневматический привод управления дверями автобуса; неопломбирован или неисправен спидометр (исключаются транспортные средства индивидуальных владельцев); отсутствует предусмотренный конструкцией транспортного средства грязезащитный фартук колеса. Запрещено эксплуатировать автомобили и прицепы в загрязненном виде, с плохой окраской, с помятым или порванным крылом. Также не разрешается эксплуатировать автомобили, перевозящие огнеопасные, взрывоопасные, ядовитые или особые грузы, если отсутствуют медицинская аптечка, огнетушители и другие приспособления, предназначенные Для ликвидации пожара и обеспечения безопасной перевозки груза. Автобусы, легковой и грузовой автомобили не допускаются к эксплуатации, если на них нет медицинской аптечки и огнетушителя и если отсутствуют знаки аварийной остановки (мигающий красный фонарь), если установлены жалюзи или занавески, ограничивающие видимость. Мотоцикл с коляской не допускается к эксплуатации, если нет медицинской аптечки.
«Правилами дорожного движения» допускается пользование жалюзи или занавесками в легковых автомобилях, если на них с обеих сторон имеются наружные зеркала заднего вида.
Аптечка и огнетушитель должны располагаться в закрепленном состоянии в местах, установленных заводомизготовителем транспортного средства. Если конструкцией транспортного средства эти места не предусмотрены, аптечка и огнетушитель должны находиться в легкодоступных местах. В автобусе один огнетушитель должен находиться в кабине водителя, второй — в пассажирском , салоне.
Перечень неисправностей, при которых запрещено дальнейшее движение. «Правилами дорожного движения» с учетом безопасности запрещено дальнейшее движение транспортных средств, если в пути возникли следующие неисправности:
рабочий тормоз при однократном нажатии на педаль не дает эффективного торможения (смотреть статью под номером 97);
не работает манометр системы пневматических тормозов; компрессор не обеспечивает установленного давления воздуха в системе пневматических тормозов;
отсутствует или неисправна тормозная система прицепа или полуприцепа с разрешенным максимальным весом более 0,75 т;
не закреплены, не зашплинтованы, отсоединились либо повреждены детали рулевого управления;
колесо ненадежно закреплено на ступице;
подтекает топливо из системы питания;
поврежден или вибрирует карданный вал;
неисправно тяговосцепное устройство автомобиля и прицепа или опорносцепное устройство тягача и полуприцепа;
не работает стеклоочиститель во время дождя и снегопада;
в темное время суток или в условиях ограниченной видимости не горят фары, передний или задний габаритные фонари.
Эксплуатация троллейбусов и трамваев с неисправностями, указанными в Правилах технической эксплуатации, устанавливаемых соответствующими ведомствами, запрещается.