Движение по скоростным дорогам. Для повышения эксплуатационной скорости и, следовательно, производительности автотранспорта автомобильные дороги или их участки могут быть объявлены скоростными. О том, что данная дорога скоростная, водителей транспортных средств оповещают дорожным знаком «Скоростная дорога». Все выезды со второстепенных дорог на скоростную — плавные, переходящие в полосы ускорения. На таких дорогах пересечения с железнодорожными путями могут быть выполнены в разных уровнях; проезжие части встречных потоков могут быть разделены полосой насаждений. На такие дороги обычно запрещается выезд тихоходных транспортных средств.
На полосе ускорения водители, выезжающие с поперечных проездов, имеют возможность достичь необходимой скорости и обязаны влиться в транспортный поток, соблюдая правила перестроения. При отсутствии полосы ускорения водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по скоростной дороге.
На скоростных дорогах, обозначенных дорожным знаком (смотреть статью под номером 81.3) «Скоростная дорога», запрещается.
движение пешеходов, велосипедистов, гужевых повозок, любых механических транспортных средств, максимальная скорость которых по технической характеристике меньше 40 км/ч, а также прогон скота.
остановка вне специально выделенной полосы или мест, обозначенных дорожным знаком (смотреть статью под номером 82.12) «Место стоянки»; в случае вынужденной остановки вне этих мест водитель механического транспортного средства (кроме мотоцикла без коляски) обязан выставить на расстоянии 25—30 м позади транспортного средства знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
разворот, въезд на разделительную полосу и разрывы в ней.
разворот задним ходом.
движение грузовых автомобилей далее второй полосы; учебная езда.
Движение и стоянка в темное время суток. При движении ночью и в сумерки видимость и ориентировка ухудшаются, и без освещения дороги свободная и безопасная езда становится затруднительной или невозможной. Существенно ухудшаются условия видимости при тумане, снегопаде, дожде, при движении по пыльной дороге. С наступлением темноты, а также при видимости, ограниченной до 100 м, иногда в силу метеорологических условий, на транспортном средстве должны быть включены внешние световые приборы. Если дорога освещается, то разрешается движение с включенными габаритными огнями или с ближним светом фар. Дальний свет должен быть переключен на ближний не менее чем за 150 м до движущегося навстречу автомобиля, а также во всех случаях, когда он может ослепить водителей, в том числе движущихся в попутном направлении. При ослеплении водитель обязан, не меняя полосы движения, снизить скорость или остановиться.
При остановке и стоянке на неосвещенных участках полотна в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости на механическом транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни. При их неисправности или отсутствии транспортное средство вне населенных пунктов должно быть отведено за пределы дороги, а если это невозможно сделать, то водитель механического транспортного средства, кроме мотоциклов без коляски, обязан выставить на расстояние 25—30 м позади транспортного средства знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
Противотуманными фарами можно пользоваться только во время тумана, дождя, снегопада, а также при движении по узким дорогам с большим количеством крутых поворотов. Правилами дорожного движения разрешается оборудовать автомобили двумя противотуманными фарами, а мотоциклы — одной. Включение их должно производиться совместно с габаритными огнями и освещением номерного знака. Противотуманные фары должны быть расположены ниже фар ближнего света и симметрично относительно продольной оси транспортного средства не далее 0,4 м от наружного габарита по ширине.
Фаройпрожектором или фаройискателем можно пользоваться только вне населенных пунктов и в местах, где отсутствуют встречные транспортные средства. В населенных пунктах фарами могут пользоваться водители специальных автомобилей (пожарные, скорая медицинская помощь и т. д.) при выполнении служебных заданий. Установка фарпрожекторов и фарискателей запрещена, если это не предусмотрено заводомизготовителем транспортного средства.
Буксировка. Буксировка и транспортировка различных машин, когда образуются своего рода автомобильные поезда, имеют особенности, связанные с увеличением веса, габарита поезда, перераспределением нагрузок на оси, некоторым своеобразием маневрирования и явлениями колебаний прицепа относительно автомобиля. Учитывая особенности движения автомобильных поездов, водители их должны соблюдать ряд специальных правил и положений, обеспечивающих безопасное движение.
«Правила дорожного движения» разрешают буксировку с применением гибкой и жесткой сцепки, а также путем погрузки передней части буксируемого транспортного средства на грузовую платформу или специальное опорное устройство. При буксировке с применением жесткой или гибкой сцепки за рулем буксируемого механического транспортного средства должен находиться водитель, кроме случая, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает заданное следование буксируемого транспортного средства.
Жесткая сцепка должна обеспечивать расстояние между транспортными средствами не более 4 м, гибкая — в пределах 4—6 м. При гибкой сцепке связующее звено через каждый метр обозначается сигнальными щитками или флажками. В темное время суток и в других условиях недостаточной видимости на буксируемом транспортном средстве должны гореть задние габаритные огни, а при буксировке на гибкой сцепке — и передние огни.
Запрещается буксировка:
транспортных средств с прицепом;
при общей длине поезда сцепленных транспортных средств, превышающей 24 м;
двух или более механических транспортных средств одновременно;
двухколесных мотоциклов без коляски и велосипедов;
двухколесными мотоциклами без коляски и велосипедами;
транспортного средства без рабочего тормоза или с исправным, если вес буксируемого транспортного средства превышает половину общего фактического веса буксирующего;
на гибкой сцепке со скоростью более 30 км/ч либо транспортного средства с неисправным рабочим тормозом или рулевым управлением;
на жесткой сцепке транспортного средства с неисправным рулевым управлением.
Как исключение, разрешается одновременная буксировка двух и более механических транспортных средств путем частичной погрузки. В этом случае порядок буксировки должен определяться транспортирующей организацией и согласовываться с местной Госавтоинспекцией. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего запрещается.
Учебная езда. Все автомобили и другие механические транспортные средства, на которых производится обучение, должны иметь впереди и сзади щитки с надписью и дополнительное зеркало заднего вида для обучающегося на автомобиле. Учебные автомобили школ, курсов и кружков должны быть оборудованы добавочными педалями сцепления и тормоза.
Первоначальное обучение вождению может производиться только на закрытых или специально отведенных площадках. Выезд на улицы и дороги разрешается лишь в сопровождении обучающего после приобретения обучаемым достаточных навыков. Обучаемый обязан знать Правила движения и строго их выполнять. За нарушение Правил, а также за аварии несут ответственность как обучающий, так и обучаемый.
Учебная езда на дорогах разрешается только с инструктором при достаточных навыках управления у обучаемого, который обязан знать и выполнять требования Правил движения. Обучаемый и обучающий должны знать утверждаемый исполкомом местного Совета депутатов трудящихся перечень участков дорог, на которых учебная езда запрещена.
Инструкторы учебной езды школ, курсов, кружков должны иметь документ на право обучения вождению. Обучать вождению легковых автомобилей и мотоциклов в индивидуальном порядке может водитель со стажем не менее трех лет. На механических транспортных средствах, если производится обучение, должны быть соответствующие опознавательные знаки.