Проезд нерегулируемых перекрёстков

1265766553 417256 415957 Перекресток — наиболее сложный участок пути, требующий от водителей всех видов транспортных средстБ строгого соблюдения Правил движения. Чтобы проезд через перекресток был безопасен, он должен осуществляться в определенной последовательности, когда одному транспорту предоставляется преимущественное право проезда перед другим. Каждый водитель, приближаясь к перекрестку, должен учесть скорость движения автомобиля и транспорта, пересекающего ему путь, расстояние от каждого из них до перекрестка, состояние дороги, обзорность и видимость пути и другие обстоятельства и лишь после этого решать, можно ли проехать перекресток, не помешав машине, которая по установленным правилам пользуется правом первоочередного проезда.

Преимущественное право проезда определяют по приведенным ниже признакам, каждый последующий признак дает право проезда перекрестка только в том случае, если неприменим предшествующий.

Вне очереди любой перекресток проезжает специальный транспорт—скорая медицинская помощь, пожарные, оперативные и другие машины, оборудованные сигналом типа «сирена», а также транспортные средства, сопровождаемые автомобилями или мотоциклами ГАИ (смотреть статью под номером 118).

На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по главной, независимо от направления дальнейшего их следования.

Главной считается дорога с любым покрытием по отношению к дороге без покрытия, либо дорога, обозначенная дорожными знаками «Пересечение со второстепенной дорогой» (смотреть статью под номером 119), или «Главная дорога» по отношению к дороге, обозначенной знаками «Пересечение с главной дорогой», или «Проезд без остановки запрещен» (смотреть статью под номером 120). В последнем случае характер покрытия для определения главной дороги роли не играет.

Равнозначными между собой дороги считаются в том случае, если обе они имеют какоелибо покрытие или не имеют его и являются грунтовыми при отсутствии знаков, определяющих главенство. При этом тип покрытия, ширина проезжей части и количество полос движения значения не имеют.

На перекрестке равнозначных дорог водитель трамвая (смотреть статью под номером 121а) независимо от направления движения имеет преимущественное право перед водителями нерельсовых транспортных средств (смотреть статью под номером 1216). Водитель нерельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа, независимо от направления их дальнейшего движения (смотреть статью под номером 122). Этим же правилом должны руководствоваться и водители трамвая.

Кроме того, равнозначность дорог может определять и знак «Пересечение с равнозначной дорогой». Покрытие на грунтовой дороге непосредственно перед перекрестком не делает ее равной с пересекаемой; она остается всторостепенной по отношению к дороге с покрытием. Соответственно признаком второстепенной дороги по отношению к пересекаемой (примыкающей или ответвляющейся) служат знаки «Пересечение с главной дорогой» или «Проезд без остановки запрещен». При отсутствии их второстепенной считается дорога без покрытия (грунтовая).

Для водителей нерельсовых транспортных средств Правила дорожного движения устанавливают единый принцип проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог. Водитель обязан уступить дорогу любому транспортному средству, приближающемуся справа. На рисунке 121 указана очередность,  согласно   которой должны проезжать перекресток нерельсовые транспортные средства.

При выполнении разворота на равнозначных проездах (смотреть статью под номером 123) водитель грузового автомобиля первым начинает движение, но при завершении маневра должен уступить дорогу автобусу, который в этот момент окажется справа от него. В ситуации, которая показана на смотреть статью под номером 124, все три водителя могут двигаться одновременно, поскольку при указанных маневрах и достаточной ширине проезжей части никому из них не придется уступать дорогу транспортным средствам справа. Следует помнить, что новые правила не дают права выезжать на перекресток «под прикрытием» или одновременно с автомобилем, водитель которого пользуется преимуществом (смотреть статью под номером 125). На практике при проезде нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог могут сложиться самые различные ситуации, которые должны решаться водителями по общим правилам,— уступить дорогу приближающемуся справа.

В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, движущиеся по ней водители должны руководствоваться правилами проезда как на перекрестке равнозначных дорог. Точно также должны поступать и водители, находящиеся на второстепенных дорогах, то есть они должны руководствоваться тем, есть или нет помехи справа (смотреть статью под номером 127).

Двигаясь по главной дороге, которая на перекрестке поворачивает налево, водитель сохраняет преимущество перед транспортным средством, выезжающим на перекресток со второстепенных дорог (смотреть статью под номером 127). Только при наличии знака «Пересечение с главной дорогой» водитель уступает дорогу любому транспортному средству, приближающемуся к перекрестку по главной дороге (смотреть статью под номером 128).

На равнозначном перекрестке при необходимости выполнить поворот налево или разворот, водитель, у которого справа нет приближающихся транспортных средств, выезжает на перекресток. А если одновременно к перекрестку со встречного направления приближается другое транспортное средство, движущееся прямо и направо, а также трамвай попутного направления, то их пропускают, а затем завершают маневр (смотреть статью под номером 123 и 131).

При повороте направо водитель нерельсового транспортного средства должен уступить дорогу трамваю, движущемуся справа (смотреть статью под номером 126). Трамвай, находящийся на перекрестке, независимо от направления движения, проезжает перекресток безостановочно, сохраняя преимущественное право на движение как перед встречным, так и перед попутным нерельсовым транспортом. Если же навстречу поворачивающему налево трамваю по равнозначной улице приближается другой трамвай, то право на движение имеет последний (смотреть статью под номером 130).

Порядок движения через перекресток нерельсовых транспортных средств, одновременно подъехавших с трех сторон (смотреть статью под номером 131), определяют следующим образом. Водитель мотоцикла имеет право на движение, поскольку справа от него нет транспортных средств, которым он должен уступить дорогу. Этот водитель въезжает на перекресток, где в соответствии с пунктом № 113 он должен уступить дорогу водителю троллейбуса, который следует во встречном направлении прямо. В это время может начинать движение в намеченном направлении водитель автобуса, у которого справа путь стал свободным. Как только освободится путь движения для водителя троллейбуса, он проезжает перекресток. В последнюю очередь закончит поворот налево водитель мотоцикла.

При повороте налево или направо водитель транспортного средства должен пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. При выезде на нерегулируемый перекресток он должен при наличии дорожного знака № 15 «Проезд без остановки запрещен» остановиться перед линией (табличкой) «Стоп», а если ее нет, то перед этим знаком.

В других случаях для пропуска транспортных средств, водители которых имеют преимущественное право на движение, запрещается выезжать за линию поперечной разметки, применяемую со знаком № 6 «Пересечение с главной дорогой», а если она отсутствует, запрещается выезд на проезжую часть пересекаемой дороги (смотреть статью под номером 132). Многие водители почемуто полагают, что уступить дорогу транспортным средствам, пользующимся преимуществом проезда, необходимо только тогда, когда они подошли к перекрестку одновременно. Это — опасная ошибка, приводящая к дорожнотранспортным происшествиям.

Правила специально выделили выражение «Приближающегося справа», а не «Подъехавших». Ведь скорости движения могут быть разными, и то, что вы приблизились к перекрестку первым, не играет роли в определении очередности проезда. Не исключено, что к точке пересечения путей транспортные средства подойдут одновременно. Надо останавливаться и ждать, пока не проедет тот водитель, на чьей стороне преимущественное право на движение.

Приведем несколько примеров. При решении каждого из них будем исходить из указанных выше Правил, применяя их комплексно (цифры на рисунках указывают очередность проезда):

1.         К Тобразному перекрестку равнозначных улиц подъехали мотоцикл, легковая машина и автобус (смотреть статью под номером 133). Очередность проезда в этом случае следующая: первым пройдет мотоцикл, вторым — автобус как не имеющие помех справа; легковая пройдет последней.

2.         К перекрестку равнозначных дорог подъехали мотоколяска, автобус и мотоцикл (смотреть статью под номером 134). Первой по указанному направлению пройдет мотоколяска как не имеющая помехи справа"от себя, затем мотоцикл, а последним — автобус.

3.         К четырехстороннему перекрестку по асфальтированной дороге приближается троллейбус, а по грунтовой — автобус (смотреть статью под номером 135). Перед перекрестком со всех сторон установлены знаки № 4 «Пересечение с равнозначной дорогой». Благодаря им данный перекресток, несмотря на различия в покрытии образующих дорог, стал равнозначным. В этом случае правом преимущественного проезда пользуется водитель автобуса, поскольку у него нет помехи справа.

4.         К перекрестку равнозначных улиц подъехали грузовой автомобиль, следующий налево, автобус, мотоцикл и троллейбус (смотреть статью под номером 136). Первым заедет на перекресток грузовой автомобиль, не имеющий помехи справа от себя, и остановится у центра, уступая проезд троллейбусу со встречного направления. Автобус и мотоцикл заедут и освободят перекресток, когда грузовой автомобиль освободит им путь. Затем троллейбус продолжит движение через перекресток. Грузовая автомашина заканчивает левый поворот последней.

5.         К перекрестку равнозначных улиц (зеленый газон не делает улицу главной) подъехали одновременно грузовая прямо, легковая и автобус—прямо (смотреть статью под номером 137). Первым проедет перекресток грузовая автомашина как не имеющая помехи справа, вторым — автобус, последней — легковая автомашина.

6.         К перекрестку равнозначных улиц подъехали мопед, легковая автомашина и трамвай (смотреть статью под номером 138). Первым через перекресток пройдет трамвай как имеющий преимущество проезда перед нерельсовым транспортом, второй — легковая автомашина. Мопед пройдет перекресток одновременно с ней. Если водитель мопеда будет следовать налево, он должен пропустить легковую автомашину как следующую во встречном направлении.

7.         К перекрестку равнозначных улиц подъехали трамвай, грузовая автомашина, мотоцикл и автобус (смотреть статью под номером 139). Первым пройдет перекресток трамвай, вторым пройдут автобус и мотоцикл (не имеют помех справа), последним — грузовая автомашина.

8.         К перекрестку равнозначных улиц подъехали трамвай № 1 и № 2, автобус, грузовой и легковой автомобили (смотреть статью под номером 140). Первым проедет трамвай № 1 как не имеющий помех справа (равного себе рельсового транспорта), затем пройдет трамвай № 2, третьим — автобус, четвертым — грузовой автомобиль, последним — легковой автомобиль.

9.         К перекрестку с неравнозначными проездами по главной дороге подъехали трамвай и легковой автомобиль, а по второстепенной — еще один трамвай и грузовой автомобиль. Направления их движения показаны на рисунке 142. В нашем примере знаки говорят о том, что одна из дорог главная. Первыми движутся транспортные средства, находящиеся на главной дороге,— трамвай и легковой автомобиль. Они начнут движение одновременно, но трамвай, имея преимущественное право проезда перед нерельсовым транспортом, сохраняет его при повороте. Легковой автомобиль, выехав на перекресток, остановится и пропустит трамвай, поворачивающий направо, а затем продолжает движение. Трамвай и грузовой автомобиль, находящиеся на второстепенной дороге, могут выехать на перекресток лишь после проезда легкового автомобиля.

10.       К четырехстороннему перекрестку, на котором главная дорога меняет направление, со стороны второстепенных проездов подъехали трамвай, легковой и грузовой автомобили (смотреть статью под номером 143). Данный перекресток — пересечение неравнозначных дорог. Но транспортные средства находятся на второстепенных проездах, поэтому последовательность движения определяют как на перекрестке равнозначных улиц. Трамвай имеет преимущественное право на движение перед нерельсовыми транспортными средствами. После трамвая на перекресток выедет грузовой автомобиль, последним пройдет легковой.

Сходясь к площади, могут пересекаться несколько дорог. Каждый участок пересечения является самостоятельным перекрестком. Порядок проезда через пересечение такой же, как на обыкновенном пересечении двух проездов (пункт 11).

Рассмотрим порядок проезда по площади (смотреть статью под номером 144). Если перед перекрестком нет знака, оповещающего о главной дороге, а покрытие одинаково, то пересекающие дороги считаются равными: пересечение 1—правом первоочередного проезда пользуется грузовая, не имеющая помех справа от себя; после нее пройдет автобус; пересечение 2,3— правом первоочередного проезда пользуется легковая 2 и мотоколяска 3, не имеющие помехи справа; после пройдут грузовая 2 и автобус 3.

Проезд мест движения пешеходов и остановок транспорта общественного пользования. На пешеходных переходах, где движение регулируется, водители нерельсовых транспортных средств обязаны пропустить пешеходов, переходящих улицу при разрешающих сигналах, а также тех, кто не успел закончить переход к моменту изменения сигнала.

Приближаясь к нерегулируемому обозначенному пешеходному переходу, водитель транспортного средства в случае необходимости должен снизить скорость или остановиться, пропустить пешеходов.

Чтобы не создавать угроз и препятствий при посадке и высадке пассажиров на остановках транспорта общественного пользования, водители нерельсового транспорта при проезде мимо трамвая или троллейбуса попутного направления, стоящих на обозначенной остановке, расположенной посредине дороги, в случае необходимости должны снизить скорость или остановиться, пропуская пешеходов, идущих к остановке или от нее.

В населенных пунктах водители транспортных средств не должны создавать помех троллейбусам и автобусам попутного направления, отъезжающим от обозначенной остановки. Водитель троллейбуса и автобуса должен принимать меры предосторожности во избежание дорожнотранспортного происшествия.

Приближаясь к остановившемуся транспортному средству, имеющему опознавательный знак перевозки детей, водитель обязан снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить детей.

Объезжать стоящий на остановке трамвай, автобус или троллейбус следует с особой осторожностью, помня, что изза стоящего транспортного средства могут неожиданно появиться пешеходы.

Добавить комментарий