Автомобиль может храниться на консервации как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе. Наилучший метод хранения—в закрытом помещении при температуре не менее +5°С и относительной влажности 40—70%. Если автомобиль находится на стоянке более 10 дней, его следует поставить на подставки. Если автомобиль находится на консервации длительный период, его нужно поставить на подставки (козлы) так, чтобы колеса были подняты над полом не менее 5 см. Давление в шинах должно быть снижено на 0,5—1 кГ/см2.
В местностях с сильными морозами шины хранят в помещении при температуре не ниже —10° С. При хранении автомобиля как в помещении, так и на открытом воздухе во избежание попадания на шины света их следует покрывать чехлами. Перед постановкой автомобиля на консервацию колеса следует снять. Снимают шины, очищают диски от грязи, ржавчины, подкрашивают. При необходимости шины и камеры очищают, моют и протирают насухо. Затем внутреннюю часть шины и камеру протирают тальком, потом монтируют, подкачивают. Колеса устанавливают на автомобиль или помещают их на место хранения.
Для предохранения цилиндров двигателя от коррозии следует запустить его и дать проработать на оборотах холостого хода в течение 3—5 мин. После остановки провернуть коленчатый вал двигателя вручную для удаления остаточных газов из цилиндров. Выворачивают свечи, и в каждый цилиндр заливают моторное масло, или масло МК22, МС24: для легковых автомобилей — по 25—30 г’ для грузовых — 40—50 г. После заливки масла коленчатый вал несколько раз проворачивают, чтобы смазались стенки цилиндров, поршневые кольца. Затем снова вворачивают свечи.
Масло выпускают из поддона картера двигателя, из масляного фильтра. Вынимают фильтрующий элемент, сливают охлаждающую жидкость из системы охлаждения, снимают или ослабляют ремень вентилятора. Выпускают бензин из поплавковой камеры. Отсоединяют приемный бензопровод от бензинового насоса, который идет от бака, и с помощью привода ручной подкачки перекачивают бензин из бензинового насоса в карбюратор. Снимают стакан отстойника или крышку бензинового насоса. Выпускают остатки бензина. Продувают воздухом бензиновый насос и ставят стакан на мест При наличии фильтраотстойника и фильтра тонкой очистки топлива следует выпустить из них бензин, разобрать, промыть и продуть сжатым воздухом. Из бензинового бака сливают до 5 л бензина, тем самым удаляя отстой с грязью. Затем бак следует заправить бензином.
Смазывают все точки согласно карте смазки. Покрывают тонким слоем защитной смазки УНЗ (ГОСТ 3005—51) или УН (технический вазелин) ГОСТ 782—59 хромированные детали механизмов двигателя, агрегатов шасси, узлов кузова, шарнирные соединения управления коробкой передач, ручного тормоза, жалюзи радиатора, воздушной и дроссельной заслонок карбюратора, запор капота багажника. Кроме того, следует смазать ручьи шкивов генератора, водяного насоса, коленчатого вала, привода гидроусилителя, привода компрессора, корпуса свечей и углубления свечных отверстий в головке блока цилиндров, наконечники проводов, присоединяемых к аккумуляторной батарее.
Из пневмосистемы удаляется влага. Рычаг переключения передач ставят в нейтральное положение. Отпускают ручной тормоз. Лейкопластырем или бумагой, пропитанной солидолом, заклеивают выходное отверстие глушителя, щель воздухоочистителя, воздушного фильтра вентиляции картера, вентиляционные отверстия заднего моста, коробки, зазоры между дисками и барабанами. Под капотом двигатель закрывают брезентом или промасленной бумагой для защиты от пыли. Защитную смазку на поверхности наносят кистью или марлевым тампоном; предварительно ее нагревают до температуры 60—70° С. При отсутствии защитной смазки, как исключение, можно применять солидол. Но его следует заменять через каждые два месяца. Аккумулятор снимают с автомобиля, очищают от грязи. Клеммы смазывают техническим вазелином и хранят согласно инструкции.
Перед постановкой на консервацию автобуса или легкового автомобиля кузов моют и насухо вытирают. Обнаженные места на кузове подкрашивают, и окрашенную поверхность кузова смазывают полировочным составом № 3. Если отслоилась мастика на днище кузова, ее восстанавливают. Коврики моют, сушат и на время хранения автомобиля не стелят на пол, так как под ними во время хранения собирается влага. Радиоприемник снимают и хранят отдельно в теплом помещении. Стекла кабины, салона автобуса, легкового автомобиля с наружной стороны обклеивают светонепроницаемой бумагой. Если легковой автомобиль хранят в зимнее время на открытой стоянке, его нужно покрыть чехлом, сшитым из плотной ткани, но так, чтобы он не соприкасался с окрашенной поверхностью кузова, так как возможно отслаивание краски или образование вздутий.
Содержание автомобиля на консервации. Один раз в два месяца делают контрольный осмотр автомобиля. Если появилась ржавчина, ее удаляют и покрывают поврежденное место защитной смазкой или подкрашивают его. Если в качестве защитной смазки применен солидол, его удаляют и заменяют свежим. В двигателе выворачивают свечи, и в каждый цилиндр заливают теплое масло. Затем включают первую передачу и проворачивают коленчатый вал двигателя на 10—15 оборотов. После этого свечи заворачивают на место.
Один раз в четыре месяца удаляют защитную смазку, наносят новую. Заменяют бензин в баке свежим, проверяют тормоза, привод сцепления, уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра.
Подготовка автомобиля к эксплуатации после консервации. Осматривают весь автомобиль. При наличии ржавчины ее удаляют и подкрашивают поврежденные места. Удаляют защитную смазку, а также промасленную бумагу. Со стекол салона убирают светонепроницаемую бумагу. Если были сняты колеса, то накачивают в шины воздух и ставят их на место. Снимают автомобиль с подставок (козелков). Надевают приводные ремни. Если они были ослаблены, то натягивают их.
Выворачивают свечи и проворачивают несколько раз коленчатый вал двигателя для удаления масла, находящегося в цилиндрах. Свечи промывают в неэтилированном бензине и вворачивают на место.
Проверяют уровень и плотность электролита в аккумуляторе, подзаряжают его и устанавливают на автомобиль. В поддон картера двигателя заливают свежее масло. Контакты прерывателя промывают чистым бензином или спиртом и насухо протирают. Согласно карте смазки смазывают весь автомобиль.
Кузов автобуса или легкового автомобиля моют, протирают и полируют. Систему охлаждения заполняют охлаждающей жидкостью. Поплавковую камеру заполняют бензином при помощи рычага ручной подкачки топливного насоса. Коленчатый вал двигателя проворачивают рукояткой несколько раз. При этом обращают внимание на привод водяного насоса, вентилятора, гидроусилителя и т. д. Затем запускают двигатель.