Кризис сыграл на руку российскому автопрому – государство запустило несколько программ по поддержке российского производителя, а также повысило пошлины на иномарки. Как заявил РБК-ТВ советник Института современного развития Никита Масленников, кризис подтянул на российский рынок и иностранных инвесторов. Вложения пока малы, но мировые гранды подумывают о форсировании прямых инвестиций.
Автопром – одна из немногих отраслей российской экономики, успешно преодолевшая кризис. Темпы восстановления продаж оказались даже выше, чем предполагали эксперты. К концу года рынок приблизится к 2 млн машин, это на 30% больше, чем в кризисном 2009 году. Главное достижение: почти две трети продаваемых в стране автомобилей – российской сборки, отмечает «РБК daily».
«На мой взгляд, примерно рост пришелся одинаково как на российских производителей, в основном на АвтоВАЗ, так и на зарубежных производителей. Причем, поскольку АвтоВАЗ занимает лидирующее положение среди российских производителей, основной рост пришелся именно на эту марку», – говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.
Лидерство АвтоВАЗа вряд ли можно назвать заслугой автопроизводителя. Интерес к отечественным маркам стимулировало государство программой утилизации старых машин. Ее отмена в будущем году может нанести серьезный удар по автопрому. Господдержка, считают эксперты, не должна становиться панацеей. «Костыли господдержки убирать все-таки надо, – убежден Н. Масленников. – Господдержка остается, но она должна быть с точки зрения стимулирования притока инвестиций в отрасль, создания в ней комфортного климата».
Иностранные инвесторы вкладывают в российский автопром охотно, но мало. Рисковать большими деньгами они не готовы и пока ограничиваются малыми мощностями производства – до 150 тыс. автомобилей в год. Правительство ставит более высокую планку – до 500 тыс. в год.
А спрос зависит от благосостояния граждан, которое определяется ситуацией в экономике в целом. На фоне растущей инфляции и неутешительных прогнозов по поводу банковского сектора – основного гаранта программы автокредитования – потребительская активность в автомобильном секторе остается очень хрупкой, отмечает издание.