МВД РФ внесло в административный регламент по работе сотрудников ГИБДД поправки, устраняющие неясности со скрытым патрулированием, в том числе в темное время суток. В тексте документа прописано кто, как и за что может останавливать водителя на дороге. Этот документ публикуется в "Российской газете".
В нем четко прописано, что при контроле за дорожным движением милицейский автомобиль со спецокраской должен стоять таким образом, чтобы все его видели и могли предотвратить нарушение ПДД. Если автоинспекторы пытаются каким-либо образом скрыть окраску машины или спецсигналы на ней от участников движения – это считается нарушением административного регламента.
По словам начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктора Кирьянова, главная задача инспекторов – предотвратить нарушение, а не ловить нарушителей.
В прежней редакции регламент не полностью раскрывал многие вопросы, касающиеся поведения инспекторов на дороге, в частности скрытого патрулирования. Теперь четко прописано, что в темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудники ДПС должны нести службу на освещенных участках дороги и иметь при себе светящийся жезл и светоотражающее снаряжение.
Сотрудники ГИБДД имеют право скрываться от водителей только при условии, что контроль осуществляется средствами видеофиксации нарушений ПДД. Но это допускается при тех обстоятельствах, когда видимость ограничена естественными переломами рельефа, поворотами и элементами обустройства улично-дорожной сети. То есть за остановками прятаться разрешается.
Инспектор имеет право открыть багажник своей машины, который может загородить вид на спецокраску и спецсигналы машины, только в том случае, если прибор у него установлен в багажнике. И то только тогда, если этот прибор работает в автоматическом режиме.
Если же контроль за движением ведет наряд на патрульном автомобиле без спецокраски, то останавливать нарушителя он не может. Этого пункта не было в прежней редакции регламента, зато он был в наставлениях по дорожной службе. Теперь его перенесли в документ для общественного использования. В этом случае милиционеры могут передать информацию о нарушителе на ближайший пост ДПС либо нарядам, которые работают на автомобилях со спецокраской. И уже они могут остановить "лихача".
Также регламент определяет правомерность остановки и досмотра автомобилей, принадлежавших следователям СКП, работникам прокуратуры и судьям. Теперь гаишник не имеет права оформить на них протокол или направить на медосвидетельствование. Он должен сообщить дежурному и составить рапорт своему руководству. В случае если кто-то из вышеуказанных лиц нетрезв, то задача автоинспектора принять меры, чтобы этот водитель дальше не поехал за рулем. Каким образом это сделать – не расписывается.
И наконец, теперь документом более четко прописаны все допустимые действия, которые сотрудник ГИБД может применить к иностранным лицам. Например, определено, что инспектор имеет право проводить осмотр транспортного средства только на основании ориентировок. Все требования, которые могут быть расценены как обыск или досмотр, например, "откройте капот или багажник", недопустимы. Нельзя даже сверять номера кузова, двигателя или идентификационного номера – это уже досмотр. Досмотр в отличие от осмотра должен проводиться в присутствии понятых и с составлением соответствующего протокола.