В процессе эксплуатации ремень удлиняется. Недостаточное натяжение его приводит к пробуксовке вентилятора, к перегреву двигателя. Повышается расход горючего, малоэффективно работает генератор. Чрезмерное натяжение ремня вызывает преждевременный выход из строя подшипников вала, водяного насоса и генератора. Поэтому натяжение ремня вентилятора следует проверять регулярно, при каждом ТО1.
На автомобиле ЗАЗ966 и ЗАЗ968 регулировка натяжения ремня производится следующим образом (смотреть статью под номером 11). Отворачивается гайка 1, которая крепит шкив вентилятора; снимаются шайба 2, колпачок 3, съемный шкив 4; снимается необходимое количество регулировочных шайб 5 (всего их 13, толщиной по 0,5 мм, каждая \ величивает натяжение на 2,6 мм). Затем ставят шкив 4 и регулировочные шайбы 5, которые были сняты с внутренней поверхности шкива, нажимной колпачок 3, шайбу 2. После этого несколько раз поворачивают коленчатый вал, чтобы ремень вентилятора принял новое положение, иначе его заклинивает в ручье шкива. И только после этого окончательно затягивают гайку.
Натяжение ремня вентилятора в двигателях ВАЗ2101, ВАЗ2102, ВАЗ2103, «Жигули1300», а также УАЗ469, УАЗ451, УАЗ452, РАФ977 ДМ, «Москвич412» производится смещением генератора. Для этого следует ослабить гайку крепления генератора к натяжной планке, отпустить болт его крепления к кронштейну и произвести натяжение. Затем гайку и болт необходимо затянуть.
В автомобилях МАЗ и КрАЗ натяжение ремней привода водяного насоса, насоса гидроусилителя рулевого управления регулируется таким же образом, как в автомобилях ЗАЗ966 и ЗАЗ968, прокладками, которые ставятся с внутренней части шкива водяного насоса. При перестановке регулировочных прокладок с внутренней части шкива на наружную уменьшается зев шкива, а натяжение ремня увеличивается. Натяжение ремня привода компрессора в двигателях ЯМЗ236 до № 970 и ЯМЗ238 до № 399 производится смещением генератора. Внедрен раздельный привод компрессора и генератора. Натяжение ремня привода генератора производится смещением генератора по пазу. Натяжение ремня компрессора производится натяжным роликом.
Натяжение ремня привода компрессора в двигателе ЗИЛ130 производится сдвиганием или раздвиганием половинок шкива в зависимости от конструкции или при помощи перемещения компрессора по пазам кронштейна в направлении, перпендикулярном оси двигателя. Если на компрессоре стоит раздвижной шкив с фиксацией его половинок болтами, то регулируется натяжение ремня следующим образом: отпускают болты (смотреть статью под номером 12,а) и поворачивают половинку шкива 2. Ручей шкива сузится и ремень переместится дальше от центра шкива по косым его полкам. При этом следует несколько раз прокрутить двигатель, чтобы не было захвата ремня полками шкива; после натяжения ремня болты 1 надо затягивать.
Если же в компрессоре стоит раздвижной винтовой шкив, то в этом случае отпускают фиксирующие болты / (смотреть статью под номером 12,6), затем при помощи приспособления 2 перемещают регулирующую половинку шкива 3. Она находится на резьбе, на второй половинке шкива и уменьшает зев шкива. Происходит натяжение ремня. В таблице 14 даются пояснения, как производить натяжение приводных ремней по их видам и в соответствии с марками автомобилей.