ЭКСПЛУАТАЦИЯ ШИН И УХОД ЗА НИМИ

1265652738 shina2 Маркировка. Автомобильные шины подразделяют на шины низкого и высокого давления (смотреть статью под номером 56). Бывают они с регулируемым давлением, а по уплотнению бывают камерными и бескамерными. По сцеплению с дорогой шины делятся по рисунку протектора на дорожные, универсальные и повышенной проходимости. По грузоподъемности они делятся на шины повышенной грузоподъемности и обычные.

Размеры шин определяются по внутреннему (посадочному) диаметру и ширине профиля. Согласно ГОСТ 551364 размеры шин обозначают миллиметрами, дюймами или смешанно. Шины низкого давления обозначают в дюймах или миллиметрах, которые пишутся через тире. Например, 6,7—15; 260—20. Цифра 6,7 указывает на размер ширины профиля шины в дюймах, цифра 260 — на ширину профиля шины в мм, цифры 15 и 20 — на внутренний диаметр (посадочный) в дюймах.

Арочные шины характеризуются по наружному диаметру и ширине профиля через знак умножения, а иногда по внутреннему (посадочному) диаметру. Например, 1200×500 — 508. Цифры 1200 — это наружный диаметр (мм), 500 — ширина профиля (мм), 508 — внутренний диаметр (мм). Помимо обозначения размера на шины наносят название заводаизготовителя, год и месяц изготовления и серийный номер. Например, MV74272425. Первая буква обозначает заводизготовитель (М — Московский, Я— Ярославский, О — Омский, К — Кировский, В — Воронежский, Л — Ленинградский, Е — Ереванский, Б — Бакинский, С — Свердловский, Д — Днепропетровский, Кр — Красноярский). Римская цифра V — месяц изготовления, число 74—год выпуска; остальные цифры серийный номер шины.

Иногда на шины наносят обозначения рисунка протектора, величину допустимой для данной шины нагрузки. Если на шине стоит надпись «Север», то эта шина морозостойкая. Для шин легковых автомобилей отмечается желтым кружком балансировочная метка. При монтаже ее надо совмещать с вентилем камеры. Если шина бескамерная, то на ней ставят штамп «бескамерная».

Эксплуатация шин. Ежедневно перед выездом водитель должен внимательно осмотреть шины, удалить застрявшие осколки камней, стекла, металла, проверить давление в шинах, включая и запасное колесо. Следует также проверить зазор между сдвоенными шинами, убедиться, надежно ли закреплены диски передних и задних колес, исправны ли вентили камер, выяснить наличие колпачков на вентилях, исправность монтажного инструмента, наличие аптечки, запасной камеры.

В пути водитель обязан следить за состоянием шин во время движения, избегать быстрой езды по плохим дорогам, не делать на большой скорости крутых поворотов, не трогаться резко с места и не тормозить, чтобы колеса не проскакивали по полотну дороги. В случае, если автомобиль застрял, надо постараться не Допустить пробуксовывания колес. Не следует перегружать автомобиль, а груз необходимо располагать по платформе кузова равномерно. Нужно следить за состоянием дороги, объезжать различные предметы, которые могут повредить покрышки.

Пользоваться цепями противоскольжения следует только на труднопроходимых участках. Если автомобиль «тянет» влево или вправо, следует немедленно остановиться и проверить состояние шин. На дальних маршрутах при повышенной температуре окружающей среды в летнее время необходимо делать остановки через каждые 3—4 часа езды, чтобы охладились шины. Остановку или стоянку следует делать в тени, избегая прямого действия солнечных лучей. При длительной остановке или стоянке в холодное время года следует подкладывать под колеса доски, чтобы шины не примерзли к грунту, а движение начинать постепенно, не увеличивая сразу скорость, так как у замерзших шин эластичность понижена и могут появиться трещины.

При перевозке нефтепродуктов не следует допускать их попадания на шины, а также избегать движения на участках, загрязненных нефтепродуктами. При возвращении в гараж водитель обязан поставить автомобиль на сухое место, проверить состояние покрышек, диски колес, удалить застрявшие посторонние предметы. При стоянке более 10 дней автомобиль необходимо вывесить. Перестановка шин производится по предлагаемой схеме (смотреть статью под номером 64) при каждом ТО2.

Новые и бывшие в употреблении, но годные к эксплуатации шины по правилам хранят в вертикальном положении, в сухом затемненном помещении. Температура воздуха должна быть в пределах — 10° +20° С. Через 2—3 месяца покрышки следует поворачивать, а бескамерные шины хранить с деревянными распорками между бортами. Камеры должны быть вложены внутрь покрышки и находиться в полунакаченном состоянии. Горючесмазочные материалы запрещено хранить вместе с шинами.

Уход за шинами. Долговечность работы шин зависит от правильности комплектования, монтажа и демонтажа, давления воздуха в шине, от правильного вождения автомобиля, технического состояния автомобиля. Она зависит и от состояния рулевого управления, передних и задних подвесок, тормозов, от скорости движения, дорожных и климатических условий, от весовой нагрузки на шину.

Схема  перестановки  шин  на  автомооилях: а —с ненаправленным рисунком протектора; б —с направленным рисунком протектора

Комплектование шинами автомобилей. Укомплектовывать автомобиль или прицеп шинами следует только с одинаковым рисунком протектора Следует помнить, что шины имеют разный наружный диаметр а следовательно, и разный вес. Допустим, мы поставили сдвоенные шины с разным рисунком. У одной диаметр больше, и она быстрее выйдет из строя.

Шины, бывшие в эксплуатации, нужно подбирать на заднюю ось с одинаковым износом протектора. Разница в износе не должна превышать более 5 мм. Укомплектовывать автомобиль следует только теми шинами, размер и тип которых рекомендует завод.

Монтаж и демонтаж шин. Перед монтажом проверяют запорное кольцо, диск колеса. Следует обратить внимание на то, чтобы не было заусениц, трещин, вмятин и других механических повреждений диска. При необходимости диск надо промыть и просушить, а перед монтажом припудрить тальком. Если монтируется бывшая в употреблении шина, то ее также следует промыть, просушить, протереть тряпкой и припудрить тальком ее внутреннюю часть. Монтировать следует только исправные шины. Новые шины, раскомплектовывать не рекомендуется. Нельзя заменять у них камеры, ободные ленты и т. д.

Монтировать шины следует на специально устроенном настиле монтажными лопатками. Применять для этой цели напильники или монтажные лопатки с острыми углами и зазубринами не следует. Это приводит к порче бортов покрышек и камер. Для посадки шины на обод колеса не рекомендуется применять кувалду. Это ведет к растяжению покрышки или разрыву ее. Нельзя смазывать солидолом диск колеса или шину.

На грузовых автомобилях после монтажа шины устанавливается замочное кольцо, проверяется качество монтажа, накачивается камера. Затем спускают из камеры воздух и она накачивается вторично. Это обеспечивает ее правильное расположение в покрышке. Накачивать следует только в предохранительном устройстве. Возможно, неправильно установлено замочное кольцо, или оно неисправно, или неисправен диск колеса. В любом из этих случаев замочное кольцо может соскочить, и последствием может быть несчастный случай.

Особенно затрудняется монтаж шины на глубокий обод колеса, в частности у легковых автомобилей. Часты случаи разрыва борта покрышки. Чтобы избежать этого, надо вначале один борт покрышки вставить в углубление обода. Затем монтировочными лопатками протягивают через закромку обода остальную часть борта покрышки. Вставив камеру в покрышку, следует расправить ее, слегка надуть камеру, затем заправить второй борт покрышки за обод. Заправка начинается от вентиля и производится постепенно. Закрепленную часть следует придерживать До полной посадки покрышки на обод.

При заправке второго борта покрышки нужно следить, чтобы первый борт полностью вошел в углубление, иначе затруднится в дальнейшем ее посадка, а при излишнем усилии может произойти бортовой разрыв.

Демонтировать шины следует на специальном стенде или применять съемник, так как при длительной эксплуатации обычно борт покрышки как бы «приваривается» к ободу диска. Отделять покрышку от диска с помощью молотка и зубила категорически запрещается. Монтировать и демонтировать шины в дорожных условиях нужно на чистом месте, чтобы вовнутрь шины не попали грязь, песок и другие посторонние предметы. В таких случаях камера и внутренняя часть шины быстро выходят из строя. Монтаж и демонтаж шины при минусовой температуре ведут к тому, что резина покрышек и камер ломается изза того, что она теряет эластичность, становится хрупкой.

Изза отсутствия в дорожных условиях монтажных и демонтажных стендов довольно трудно отделить борт покрышки от обода. В этом случае можно поставить на покрышку домкрат и им поднимать автомобиль. После небольшого подъема борт покрышки отделится. Затем надо переворачивать колесо и отделять тем же способом вторую сторону борта покрышки от обода диска.^Накачку колеса следует производить при перевернутом колесе, чтобы замочное кольцо находилось внизу, или через прорези в диске пропустить стержень, который предохранит от соскакивания кольца.

Отклонения внутреннего давления воздуха в шине от нормы. Отклонение внутреннего давления в шине от нормы (смотреть статью под номером 56), как в сторону уменьшения, так и в сторону повышения, уменьшает срок ее службы. При пониженном давлении в шине увеличиваются деформации, профиль шины искажается, образуется повышенное внутреннее трение, температура каркаса повышается до 100—118*. Такое явление ускоряет усталостность материалов, понижает их прочность; происходит отслоение корда от резины.

Признаком пониженного давления работающей покрышки является как в наружной, так и во внутренней стороне темный кольцевой пояс. Срок службы шины при пониженном давлении уменьшается. При понижении давления на 15% против нормы срок уменьшается на 20% Уменьшается давление на 25%—срок пробега шины уменьшается на 40% В летнюю пору не следует понижать давление в шинах, так как оно с изменением температуры шины изменяется незначительно.

При повышенном давлении в шине износ также увеличивается. Так, повышение давления на 20% уменьшает ее пробег на 10— 15% При этом шина становится более жесткой, плохо смягчает толчки, ухудшается комфортабельность езды. Каркас шины испытывает большое перенапряжение и при наезде на неровности быстрее рвется от ударной нагрузки. При перегрузке шины так же, как при езде на шинах с пониженным давлением, могут быть повреждения. Они могут быть и от неправильного вождения автомобиля. Резкое трогание с места приводит к пробуксовыванию, а следовательно, усиленному износу беговой дорожки или вырыву отдельных ее участков. К тому же повышается и износ шасси двигателя.

Повреждения шин могут произойти при неосторожном подъезде к тротуару, при езде по трамвайным рельсам, а также по дорогам, находящимся в неудовлетворительном состоянии. Дорожные и климатические условия также влияют на износ шин. Особенно играют роль типы покрытий дорог, уклон, так как при этом чаще приходится тормозить и разгонять автомобиль. В летнее время шины больше изнашиваются. Зимой они меньше нагреваются: снижается трение между беговой дорожкой и дорожным полотном.

Состояние рулевого управления, передней и задней подвески, передней оси существенно влияет на износ шин. При неисправности рулевого управления и при повышенной скорости движения появляются колебания передних колес, что ускоряет износ шин. В некоторых случаях частично вырывается беговая дорожка. Неправильное схождение колес вызывает их проскальзывание и износ шин по всей поверхности. Интенсивный износ внутренней стороны шины свидетельствует о чрезмерно отрицательном развале, а износ наружной стороны — о чрезмерном положительном развале колес.

Особенности эксплуатации шин типа Р и PC. Шины типа Р имеют меньшее число слоев корда в каркасе и другое направление нитей по сравнению с шинами обычной конструкции. В их бортах отсутствует металлокорд. Шины легковых автомобилей отличаются несколько меньшим наружным диаметром и меньшим на 5—10% весом. Шины типа Р имеют более высокую износостойкость. Долговечность их в 1,5—2 раза выше за счет конструкции и увеличения общего объема истирающейся резины протектора.

Внутреннее давление в шинах типа Р для грузовых автомобилей должно быть повышено на 20—30% (1—2 кГ/см2) против соответствующих шин обычной конструкции. При этом радиальная жесткость не выше, чем у обычной шины.

В шинах типа Р для легковых автомобилей давление должно быть выше на 0,2—0,3 кГ/смг по сравнению с шинами обычной конструкции. При снижении внутреннего давления радиальная деформация их будет больше, чем у обычных. Вследствие этого шину можно быстро вывести из строя, разрушится борт. В грузовых автомобилях обычную шину не рекомендуется сдваивать с шиной типа Р изза разницы в радиусах качения.

Отличительной особенностью шины типа PC является наличие корпуса и отдельных съемных колес протектора. Каркас шины типа PC аналогичен по конструкции каркасу Р. При изнашивании протектора съемные кольца снимают и заменяют новыми. Недостатком шины типа PC является до 5% повышенный вес и повышенный износ за счет подвижности съемных колец протектора. Поэтому ходимость шины типа PC меньше. Соблюдение внутреннего давления в шинах типа PC имеет большое значение. Оно позволяет избежать проворачивания колец, истирания посадочных поверхностей как на шине, так и на кольцах. Особо осторожно следует не буксуя преодолевать неровности.

Уход за системой регулирования давления воздуха в шинах. Следует периодически производить проверку на герметичность при помощи мыльной эмульсии. Падение давления в шинах при закрытом кране управления давлением не должно превышать 1 кГ/см2 за 2 часа. При ТО2 рекомендуется проверить шланги и трубопроводы системы регулирования давления воздуха в шинах. Из баллонов следует спустить конденсат и поднять давление в них до максимальной величины. Затем освобождают верхний конец воздушного шланга, идущего от шинного крана к вентилю. Во избежание попадания пыли надо закрыть шинный кран и продуть каждую ветвь трубопровода.

При снятии цапф обновляется смазка в головках подвода воздуха; заполняется вся внутренняя полость головок. Кроме зоны отверстия подводящего штуцера, смазывается внутренняя поверхность манжет сальника, крышки. Следует проверить и герметичность блоков сальников, так как они часто отказывают в работе.

Для проверки следует вывернуть сапун на корпусе поворотной цапфы переднего моста и на фланце заднего, вместо сапунов вставить резиновые трубки и опустить их в воду. При неисправности блоков сальников будут выходить пузырьки воздуха. В этом случае следует их заменить.

Шинные краны постоянно следует держать открытыми. Закрывать их рекомендуется при длительной стоянке. Но прежде чем начать движение, краны следует открыть и подкачать шины до нормальной величины. При закрытых шинных кранах запрещается ставить кран управления в положение «подкачка»— выйдет из строя шинный манометр.

Регулировка давления в шинах автомобиля ЗИЛ131. В систему регулирования давления воздуха в шинах (смотреть статью под номером 65) входит кран управления системой давления, воздушный манометр, клапанограничитель падения давления и головки подвода воздуха к шинам, трубопроводы, шинные краны. Клапанограничитель при падении давления ниже 5,3—5,6 кГ/см2 разобщает тормозную систему от системы регулирования давления воздуха в шинах для того, чтобы сохранить необходимое давление для торможения. В процессе эксплуатации проверяется и регулируется ход золотника 2, который связан с рукояткой управления краном при помощи тяги 3. Вначале рукоятку ставят в положение для накачки шин, ход золотника должен быть 12 мм, затем — в положение выпуска воздуха из шин.

Последнее положение золотника нейтральное: ход его должен быть 52 мм. При несоответствии производится регулировка изменением длины тяги 3.

Производят регулировку и клапанаограничителя, которая заключается в следующем: по манометру на щитке приборов устанавливают давление 5,5 кГ/см2 в тормозной системе. Рукоятку управления краном ставят в положение «накачка шин». При этом клапан 4 должен открываться и пропускать воздух. На щитке приборов стрелка шинного манометра должна отклониться и показывать давление 5,5 кГ/см2. Если клапан 4 не пропускает воздух при этом давлении, следует произвести регулировку болтом 5. При завертывании регулировочного болта 5 клапан 4 срабатывает при повышенном давлении, при отворачивании — при пониженном.

Уход за шинами с регулируемым давлением воздуха. Эти шины имеют уменьшенное число слоев каркаса. За счет этого повышается их эластичность. При снижении давления в шинах уменьшается удельное давление на грунт, что позволяет повысить проходимость автомобиля.

Давление рекомендуется снижать до 0,5—0,8 кГ/см2 в случае преодоления заболоченного участка и держать скорость не выше 10 км/ч. Если автомобиль движется по мягкому грунту, давление в шинах должно быть не выше 1,5—2 кГ/см2, а скорость— не выше 20 км/ч.

При движении по дорогам с твердым покрытием давление в шинах должно быть нормальным. Если автомобиль эксплуатировать на твердой дороге при пониженном внутреннем давлении в шинах, то будут сильно изнашиваться края беговой дорожки протектора.

Ремонт камер и шин в дорожных условиях. Прокол в шине можно устранить применением резиновых грибков различных размеров. Грибок имеет конусную шляпку с тонкой ножкой. Место прокола в покрышке очищают от грязи, пыли. Рваные концы (нити корда, концы резины) надо подрезать. С внутренней стороны покрышки очищают поверхность вокруг прокола. Затем место прокола промазывают резиновым клеем 2 раза, просушивают. Шерохуется поверхность грибка и ножка. Затем ее промазывают клеем. После сушки грибок вводят с внутренней стороны покрышки в прокол ножкой. Затем с наружной стороны захватывают Плоскогубцами за ножку грибка и вытягивают, пока шляпка полностью не приляжет к поверхности покрышки. После этого шляпку прикатывают, роликом, а выступающий конец ножки срезают.

При небольших прорезах покрышку демонтируют и с внутренней стороны место пореза очищают от грязи и пыли, шерохуют металлической щеткой, рашпилем. После этого подбирают манжету или пластырь, которые также подвергаются шероховке. Затем зашерохованную поверхность покрышки и манжеты промазывают два раза клеем. После каждой промазки клею дают просохнуть в течение 15—20 минут. Затем манжету или пластырь накладывают на поврежденное место и прикатывают до плотного прилегания заплаты к покрышке.

Края манжет срезают, чтобы был плавный переход от заплаты к покрышке для предотвращения повреждения камеры. Камеру припудривают тальком, и шину монтируют на обод колеса. В дорожных условиях камера может ремонтироваться как холодным, так и горячим способом.

При холодном методе ремонта камер место повреждения очищают от талька, грязи, пыли. Затем шерохуют с таким расчетом, чтобы от места повреждения на каждую сторону заплата перекрывала поврежденный участок на 20—30 мм. Заплата шерохуется и промазывается два раза клеем. То же делают и с поверхностью камеры. После каждой промазки просушивают в течение 20 минут. Не рекомендуется сушка на солнце, сквозняке или ветре. Потом на поврежденный участок накладывают заплатку и прикатывают. После этого срезают края заплаты.

При ремонте камер горячим способом необходимо иметь: вулканизационные брикеты со струбциной или электровулканизатор, который работает от аккумулятора; заплаты из сырой резины; металлические щетки, рашпиль, наждачную бумагу. Поврежденный участок очищают, шерохуют. Накладывают на него заплату из сырой резины, ставят вулканизационный брикет, зажимают струбциной и зажигают массу. После окончания ее горения снимают через 15 минут струбцину и дают заплате остыть в течение 10 минут.

Добавить комментарий